или Зарегистрироваться
Наш край
2926
0
02 января 2023

Зданию Штадтхалле исполнилось 110 лет

И 31 год из них – это наш областной историко-художественный музей
Калининград невозможно представить без бывшего городского зала (Штадт- халле), а ныне областного историко-художественного музея, что расположен на берегу Нижнего пруда. В конце ушедшего года, 27 декабря, здесь начала работу выставка в честь 110-летия со дня рождения здания (0+).
– Кёнигсберг был центром Восточной Пруссии, и на рубеже веков горожане ощутили отсутствие вместительного концертного зала, – рассказывает старший научный сотрудник сектора истории Александр Макарычев. – И для его постройки выбрали удачное место в средневековой части города рядом с Королевским замком и прудом, где любили прогуливаться горожане. В 1912 году по проекту берлинского архитектора Рихарда Зееля был построен городской зал.
На открытии выставки сотрудники музея рассказали о малоизвестных фактах из долгой биографии исторического здания. Оказывается, большой зал Штадтхалле назвали в честь почётного гражданина Кёнигсберга, известного предпринимателя и политика Теодора Кроне, который некоторое время  возглавлял законодательное собрание города.
– Именно Кроне вёл переговоры с военными, чтобы те передали принадлежащий их ведомству участок земли под Штадт- халле, – отметил Макарычев. – Когда это случилось, было создано акционерное общество, и Кроне внёс солидную  финансовую лепту в строительство. 
Два других зала назвали  в честь обер-бургомистра Кёнигсберга Зигфрида Кёрте и фабриканта, а также основателя восточно-прусской консерватории Карла Юлиуса Гебауера, пожертвовавшего значительные средства на стройку.
Следует отметить, что городской зал стал  популярной сценической площадкой, на которой выступали многие известные личности. Например, в 1929 году там читал  лекции о творчестве Гёте нобелевский лауреат Томас Манн.  

Остались руины

   Во время войны здание было разрушено английской бомбардировкой настолько сильно, что еще в 1980 годах лежало в руинах и вообще могло не сохраниться. 
В какой-то момент его приговорили к сносу. Но этого не произошло благодаря …председателю горисполкома Виктору Денисову, провернувшему целую операцию, которую в своих мемуарах он назвал «Святая ложь».
– Как-то в моей мастерской раздался звонок от секретаря Денисова, – рассказывал корреспонденту «Страны Калининград» еще 10 лет назад ныне ушедший из жизни известный фотограф  Олег Максимов, – который сказал, что Виктор Васильевич хочет встретиться со мной. Разговор с председателем горисполкома получился откровенным. Он сказал, что хочет восстановить Штадтхалле. Для этого нужно получить средства из Москвы, но их могут не дать, если столичному начальству покажется, что здание сильно разрушено. Поэтому задача такая: снять руины так, чтобы они не выглядели безнадежно. Чтобы у москвичей создалось впечатление, что требуется лишь ремонт. Для работы мне дали старый довоенный альбом  с фотографиями здания. Я его внимательно изучил и понял, что нужно сконцентрироваться на снимках внутренних интерьеров. Долго искал нужные ракурсы, но, думаю, с задачей справился. На фото развалины смотрелись вполне себе прилично. Деньги в Москве Денисову дали. Так что к спасению архитектурной изюминки города я тоже приложил руку.
Вот с первым секретарем обкома Николаем Коноваловым, который был сторонником строгого выполнения директив ЦК, было сложнее. И, чтобы сломить сопротивление руководителя области, Денисов задумал свозить его на объект вместе с министром культуры РСФСР Юрием Мелентьевым, с которым «провели работу» при помощи снимков Максимова.  
Приехав на развалины, Коновалов долго сомневался. Но потом выдавил из себя: «Ладно». Разумеется, Коновалов не сказал бы никакого «ладно»,  если бы Денисов  сообщил о заключении главного конструктора «Калининградгражданпроекта» Александра Колесникова, что Штадт-халле ни в коем случае нельзя восстанавливать – это опасно. Ветхое строение надо разобрать на кирпичи.
– Согласиться с таким приговором – значило отказаться от мечты, – написал в мемуарах Денисов, имея в виду идею разместить в восстановленном здании историко-художественный музей. Поэтому он положил заключение специалиста в карман пиджака и никому его не показывал.

Ждут обновления

Сегодня старинному зданию тоже требуется серьезная помощь.  
– Мы рассчитываем, что в 2023 году получим средства на ремонт третьего этажа и начнётся приспособление тех залов, которые долгое время у нас стоят без экспозиции, – поделился замдиректора музея Анатолий Валуев. – Также будем ремонтировать фасад нашего здания, и самое главное – в ходе работ предполагается восстановить элементы его убранства. Портал центрального входа украшали четыре скульптуры, символизирующие разные виды искусства, а также на фасаде были барельефы в виде двух поющих масок. 
К слову, в 80-е годы местная жительница нашла в окрестностях руин Штадтхалле одну из них. Несмотря на то, что маска была массивной, женщине, видимо, с чьей-то помощью удалось отнести находку домой. А в нулевых годах калининградка вернула барельеф в музей. Сейчас это один из экспонатов выставки, посвященной 110-летию здания. Там же можно увидеть раритетные открытки с видами городского зала, посуду с маркировкой Штадтхалле, оригинальное меню с ужина в честь юбилея Теодора Кроне, ноты и афиши музыкальных вечеров. 
Выставка продлится до 1 марта 2023 года.  

09-основное.jpg
Отвалившуюся с фасада каменную маску калининградка долгое время хранила у себя дома, а потом передала в музей 

09-здание-музея.jpg
В следующем году, возможно, на фасад вернут четыре скульптуры    

09-архивное-фото.jpg
Со стороны озера до войны Штадтхалле имел террасу, где располагалось кафе    

Справка «CK»
27 марта 1912 г. – открытие Штадтхалле. 1944 г. – здание разрушено бомбардировкой.
1983 г. – начало восстановительных работ.
1991 г. – переезд краеведческого музея, позже ставшего областным историко-художественным, 14 сентября  – официальное открытие. 
1992 г. – бывший «Городской зал» поставлен на учёт как  памятник архитектуры начала XX века.




поделиться
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27