И тогда можно заметить (вернее, угадать) фигуры людей. Возможно, это почтальоны. Во всяком случае на здании почтамта они уместны.
Почтальоны, газеты и конверты
Краеведы давно знали (но здесь тоже лучше оговориться – скорее, догадывались), что на этом месте висит барельеф кёнигсбергского скульптора Германа Брахерта (1890–1972).Жителям и гостям нашей области хорошо известны многие его произведения: «Нимфа» на променаде в Светлогорске, человек, держащий в одной руке шестеренку, а в другой книгу, у входа в юго-восточную пристройку Дома техники (ныне ТЦ «Эпицентр»), скульптура «Несущая воду» в Доме-музее скульптора в Отрадном.
Недавно руководитель реги-ональной Службы государственной охраны объектов культурного наследия Евгений Маслов выставил на своей странице в соцсети фотографии барельефа на бывшем почтамте и научную статью о творчестве Германа Брахерта, написанную магистрантом кафедры истории Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта Яниной Лазаренко.
«Неужели восстановят?» – поинтересовался один из подписчиков. «Идем к этому», – ответил Маслов. На вопрос о том, как конкретно выглядел барельеф, руководитель Службы охраны памятников признался: «Только начинаем все это изучать вместе с коллегами-музейщиками».
Ситуацию попытался прояснить краевед Иван Скобей: «Барельеф у почтамта Главного вокзала (сегодня – Южный вокзал. – Прим. авт.) был выполнен из каннштедтского травертина (пористый известняк) и установлен на углу здания в 1939–1940 годы». Впрочем, и он признал – что конкретно было изображено на барельефе, сказать сложно. Предположительно, что-то о работе почты – почтальоны, газеты и конверты.
Также Скобей сообщил, что на фотографии здания почтамта 1935 года никакого барельефа нет. Значит, он появился несколько позже. Маслов его поблагодарил: «Полезная для нас информация. Спасибо!»
В советское время произведение Брахерта было завешено вывеской «Почта. Телеграф. Телефон». Вроде бы еще были надписи «Сберегательная касса», позже – «Аэрофлот». Потом барельеф закрыли рекламные баннеры. Крепилось все это, судя по всему, с помощью цемента и отдиралось «с мясом».
По словам Евгения Маслова, сейчас готовится реставрационный проект, но кто его будет исполнять, как скоро это про-изойдет и сколько будет стоить, пока неясно.
– Предстоит решить массу вопросов, в том числе имущественного толка, – рассказал корреспонденту «Страны Калининград» руководитель региональной Службы государственной охраны объектов культурного наследия. – Построенное в 1930 году здание Главного почтамта является объектом культурного наследия регионального значения. Принадлежит оно РЖД, то есть находится не в государственной собственности.
«После экспертизы официальное название этого памятника будет дополнено, как это сделано, например, на других памятниках. В реестре, в частности, таким образом фигурирует «Здание Дома техники», архитектор Х. Хопп, с горельефом «Каменотес» (скульптор Г. Брахерт) и барельефом «Мастеровые» (скульптор Э. Филиц). Укажем в реестре и эти барельефы Брахерта, определив их в качестве предмета охраны объекта», – передает слова Евгения Маслова пресс-служба регионального правительства.
Спорное решение
Герман Брахерт родился в Штутгарте в 1890 году. В 1919-м, после учебы в художественном училище, переехал в Кёнигсберг по приглашению местной Школы искусств и ремесел. Здесь он быстро достиг больших высот – стал профессором, вел классы скульптуры, основ интерьера и ювелирного дела.В 1926 году он оставил преподавательскую деятельность, решив посвятить себя исключительно творчеству. У многих произведений Брахерта непростая судьба. В частности, в выставленной Масловым статье Янины Лазаренко приводится история барельефов на одном из цехов вагонзавода на улице Вагоностроительной.
«Они представляют собой четыре равносторонних тре-угольника, каждая сторона — более полутора метров. На барельефах, а точнее горельефах, так как каждый треугольник состоит из шести «наслаивающихся» друг на друга элементов, что создает более глубокое и объемное изображение, можно увидеть сценки из жизни в античном стиле, которые получили название «Ткачи», – пишет автор.
В 1999 году эти треугольники были извлечены из стены и перевезены в Дом-музей Брахерта в Отрадном. «Такое решение судьбы памятника выглядит как минимум спорным, – полагает Янина Лазаренко. – «Выламывание» барельефов из стен здания, для которого они изначально предназначались, вряд ли можно оправдать стремлением пополнить экспонатами недавно созданный Дом-музей Брахерта. Между тем Калининград лишился историко-художественного объекта, ко-торый мог бы стать одной из главных достопримечательностей города».
Потеряны, но не забыты
Некоторые работы Брахерта были утеряны. Первоначально фасад Главного вокзала украшала композиция «Хронос, управляющий мчащимися конями», которая, по всей видимости, символизировала несущиеся в разные стороны поезда. Это произведение искусства пережило и английские бомбардировки, и штурм Кёнигсберга. Куда оно делось потом, до конца не ясно. А сейчас на его месте – герб РСФСР образца 1936 года.Судьба еще одной скульптуры Брахерта, украшавшей Замковый пруд, – «Танцующая девочка» – также загадочна. Ее установили на построенные в 1930 году каскады пруда, но просто-яла она там всего несколько лет. Нацистам изваяние не понравилось, и скульптуру демонтировали. Куда ее дели, неизвестно. Сейчас уменьшенная копия девочки находится в Доме-музее скульптора в Отрадном.
Вообще после прихода к власти нацистов в 1933 году у Брахерта, который открыто не разделял их взгляды, настали тяжелые времена. Он вынужден был уехать из Кёнигсберга в Георгенсвальде (ныне Отрадное. – Прим. авт.) и зарабатывать себе на жизнь, выполняя частные заказы. В 1944 году Брахерт вернулся в родной Штутгарт. Умер он в 1972 году в пригороде Штутгарта Шлайтдорфе.
Здание Кёнигсбергского почтамта было построено в 1930 году
Приглядитесь, и увидите на барельефе фигурки людей. Возможно, это почтальоны
цитата,, :
:Каждый треугольник состоит из шести наслаивающихся друг на друга элементов, что создает более объемное изображение
поделиться