Да, есть населенный пункт под аналогичным названием в соседней стране. И именно оттуда в занятый Красной армией поселок Кляйн Гни (Klein Gnie) приехали первые переселенцы из СССР. Вернее, из Белорусской ССР. Поэтому в 1946 году этот населенный пункт в самой молодой области нашей страны, не мудрствуя лукаво, назвали Мозырем.
Жизнь на вокзале
Первое документальное упоминание о местечке Кляйн Гни относится к 1567 году. Последним владельцем поместья был некий судебный пристав Карл Гутцайт, который построил здесь в 1842 году усадьбу в классическом стиле.В 1871 году в Кляйн Гни по-явилась красивая неоготическая кирха. В 1901 – железнодорожный вокзал на линии между Инстербургом (ныне – Черняховск. – Прим. авт.) и Гердау-эном (сегодня – Железнодорожный. – Прим. авт.).
Это двухэтажное здание до сих пор является гордостью Мозыря, хотя и стоит давно заброшенным – лет 15 назад вокзал в таком маленьком поселке сочли нерентабельным и закрыли. Поезда там теперь не останавливаются, перрон – срыт. При этом в левой пристройке к вокзалу живут люди. Две семьи.
– Я поселилась здесь еще в 1989 году, – рассказывает Тамара Моисеенко. – Раньше тут хорошо было, жизнь кипела, а сейчас – запустение. В 2012 году сильный пожар случился. Еле потушили. Сейчас мы на свои деньги купили два замка и повесили на двери. А то ведь не ровен час опять полыхнет.
Единственные в области
До 2016 года здание вокзала украшали старинные часы. Уникальность их в том, что «внутренности» у них свои, родные. То есть – механические.И это единственные в области башенные часы такого рода. У всех остальных электрический мотор. Да вот хотя бы в Калининграде на Кукольном театре, Кафедральном соборе, областной филармонии. Словом, везде. Кроме вокзала в Мозыре.
Надо ли говорить, что после того, как вокзал перестал функционировать, нашлось немало тех, кто не прочь был прибрать этот редкий артефакт к рукам.Да и просто вандалы представляли собой угрозу для часов. Вспомним пожар 2012 года! Поэтому их сняли и перевезли в музей Гусева.
Сравнительно недавно, в сентябре 2021 года, часы вернулись в Мозырь. Правда, установили их не на здание вокзала, а на кирху, в которой сегодня располагается школьный спортивный зал.
«Все настоящее»
Разумеется, мозырьцы рады тому, что главная достопримечательность поселка снова с ними. Однако некоторые чувствуют какой-то подвох.– Я думаю, что старого механизма часов уже нет, мне кажется, его заменили новым, – делится подозрениями староста местного храма Ирина Тихая. – Их же неоднократно у нас хотели украсть, взламывали вокзал. Потом потихоньку увезли в музей и вернули только через несколько лет. И я сейчас смотрю – не наши это часы. Не похожи. Я же выросла здесь, в поселке, я их хорошо помню.
Ольга Заколодная, учитель начальных классов в местной школе, с этим утверждением не согласна.
– Это настоящие, наши, мозырьские часы, – возражает она односельчанке. – Но отреставрировали их не так, как положено. Сейчас они какие-то зеленые, а были серебристые.
Мы обратились к смотрителю калининградских башенных часов Александру Кучеренко.
– Ну, конечно, механизм там настоящий, – заверил он. – Я сам его восстанавливал по просьбе правдинской администрации. Там и внутри, и снаружи все родное. Единственное, что новое – это дверцы в деревянном шкафу, где находится механизм. Ну и замки пришлось заменить. А так все, как было.
Печальная тенденция
Впрочем, не только содержимое городских часов заботит сегодня мозырьцев. Есть проблемы посерьезнее. Например, отсутствие рабочих мест, туманные перспективы местной школы. В первой трети прошлого века в поселке, где согласно переписи 1933 года жило чуть больше тысячи человек, работали кирпичный завод, кузница, мельница, школа, гостиница.В советское время, по словам местных жителей, здесь тоже кипела жизнь.
– Народу было много, и работы всем хватало, – вспоминает Екатерина Ивановна. – И в колхозе (он был большой, богатый) требовались рабочие руки, и на нефтебазе, и в ремонтных мастерских. А теперь закрылось всё. Вот и уезжает молодежь отсюда. Пройдитесь по поселку, посмотрите, сколько здесь заброшенных домов!
Ольга Заколодная тоже не видит поводов для оптимизма.
– Тенденция наблюдается печальная, – говорит она. – В начале 2000-х у меня в классе было больше 25 детей, а теперь всего шесть. Понятно, к чему дело идет – к закрытию школы. Придется переобучаться, искать другое место работы. Но вот только куда пойти?
– Рабочих мест здесь нет, – пожимает плечами учитель. – Вот в школе недавно появилась вакансия повара. Какая, вы думаете, зарплата? Восемь тысяч рублей! Пойдет кто-нибудь из молодых? Сомневаюсь…
Развивать сельское хозяйство
Владимир Бакалин долгое время возглавлял Правдинский район (с 1996 по 2006 г., потом был депутатом областной Думы. Сейчас он снова – глава горсовета и Правдинского городского округа. – Прим. авт.).По его словам, переломным моментом в истории Мозыря стала ликвидация вокзала.
– Закрытие железнодорожной станции привело к ухудшению жизни населения, – считает он. – Раньше была прямая связь с Черняховском и Железнодорожным. Прекратились пассажирские и грузовые перевозки – закрылась нефтебаза.
Впрочем, Владимир Александрович не находит ситуацию безвыходной. Он напомнил, что в пяти километрах от Мозыря есть большое торфопредприятие «Нестеровское», работает «Балтийская лесная компания». Но в целом, по его мнению, рабочие места нужно создавать в сфере сельского хозяйства.
– По большому счету, в районе Мозыря никогда не было крупных промышленных предприятий, это сельскохозяйственные территории, на которых располагался колхоз «Восток», – напомнил он. – И сегодня там есть хорошее, крупное фермерское хозяйство площадью почти 6 тысяч га. Это продвинутый фермер, у него хорошая техника, недавно он открыл элеватор. Земля обрабатывается, люди работают. Есть фермеры и помельче.
И всем им нужны рабочие руки, особенно во время сбора урожая.
Также Бакалин надеется на развитие подсобных хозяйств.
– Земли у нас много, условия есть, – полагает он. – Фермеры регулярно получают разно-образные гранты. При этом желающих заняться сельским хозяйством совсем немного.
С другой стороны, у нас появилось хорошее фермерское хозяйство по разведению крупного рогатого скота в поселке Тихое, в Подлипово содержат более 1 000 голов овец, теплицы есть. И вот таких бы инициатив нам побольше.
Что касается самого Мозыря, то глава округа резонно считает, что жизнь там более-менее налажена.
– Мы стараемся что-то делать, – уверяет Владимир Александрович. – Если обратили внимание – ремонтируем дороги с тротуарами, на улицах – освещение. Работают садик, школа, баня. Пять лет назад открыли ФАП с нормальным оборудованием. Дом культуры в Мозыре неплохой. Почта работает, хоть и не каждый день… Готова документация на газопровод, и вполне возможно, что в ближайшие два-три года в Мозыре появится газ. Для жителей села это важно, так как есть проблема с дровами.
Но молодежь все равно уезжает из поселка. Сейчас, по словам Владимира Бакалина, в нем живет около пятисот человек. В местной школе учатся 60 учеников, в первый класс в этом году пошли всего четыре ребенка.
– Мы сделали образовательное учреждение филиалом Крыловской школы. Сэкономили таким образом на бухгалтерии, учителя из Крылово ездят в Мозырь. Пока школа будет существовать. Но говорить о радужных перспективах, к сожалению, не могу, – признался он.
Что тут сказать? Спасибо за честность. Но хочется верить, что перспективы, в том числе и радужные, все же появятся. Потому что как без них?
Тамара Моисеенко живет на вокзале поселка Мозырь с 1989 года. Когда здесь кипела жизнь, была прямая связь с Черняховском и Железнодорожным
Кирха в неоготическом стиле была построена в Кляйн Гни в 1871 году. Сейчас здесь спортзал
Гордость Мозыря – башенные часы с «родным» механизмом
поделиться