или Зарегистрироваться
Мамочкам
7504
0
09 декабря 2021

Взрослым тоже нужны сказки и песочница

Как игры помогают справляться с проблемами, «Стране Калининград» рассказал эксперт
Все мы в детстве любили читать сказки и играть в песочнице. С возрастом эти увлечения, конечно, ушли — но, может, и зря! Как утверждают психологи, они могут нам во многом помочь. 
О том, зачем бизнесмены идут в песочницу, какие сказки и в каком возрасте нужны ребенку и почему не стоит бояться увлечения комиксами и супергеро-ями, «Стране Калининград» рассказала известный российский игротерапевт и сказкотерапевт Татьяна Грабенко. В наш город она приезжала по приглашению Английской школы #1 Ирины Громовой.

07-DSC_1458-Edit.jpg
Татьяна Грабенко: «Важно уметь понять свои эмоции, прожить их и пойти дальше»

Справка «СК»

Татьяна Грабенко – психолог, игротерапевт, сказкотерапевт, кандидат педагогических наук, доцент, директор Центра креативных образовательных проектов, сопредседатель «Евразийской федерации центров песочной психотерапии и тренинга».

Бизнес-тренинг с игрушками

- Сказки — история древняя, но как они из развлечения превратились в инструмент психологов?
– Действительно, человечество уже много веков использует их для того, чтобы передавать из поколения в поколение определенные знания. Слово «сказка» означает «информация», а ведь кто информирован, тот вооружен, а значит, защищен и находится в состоянии спокойствия и уверенности. Такой человек психологически здоров. Когда мы с коллегами только начинали работу, многие эксперты крутили пальцем у виска и упрекали в том, что называть это «терапией» нельзя, скорее коррекцией. Сегодня же сказкотерапия стала уже привычным инструментом и никого не удивляет. Причем применяют ее не только психологи, но и управленцы, бизнесмены, кадровики и т. д.

- В чем могут помочь сказки?
– Буквально во всем! Сказка развивается по определенным законам. Советский филолог Владимир Пропп давно описал все этапы и виды сюжетов. В них есть момент рождения, жизнь в родительском доме, выход из него, встреча с недругами и помощниками, борьба и победа и т. д. Это своеобразный аналог жизни, предтеча личного опыта. Так что, когда ко мне приходит клиент, я, послушав его, могу определить, на какой стадии он сейчас находится, и предложить исследовать текущую ситуацию, самому найти из нее выход. Я прошу назвать любимую сказку (часто она является своеобразным сценарием жизни) или историю – они многое говорят о человеке. А дальше мы вроде бы «играем», ведь речь идет не о человеке, а о сказочных героях, их проблемах и сложностях. Но, конечно, такая подмена не имеет значения — мы говорим о самих себе. 

- Кроме сказок, вы используете и терапию песком. А тут в чем кроется секрет?
– Это похожая история, но только добавляется моторика и другие моменты. На песке все сразу проявляется. Выглядит это как специальный небольшой ящик с песком и набором разных фигурок. Мы просим человека выбрать ту, с которой он себя олицетворяет, и дальше, как и в сказкотерапии, работаем с исследованием ситуации. Корни терапии песком уходят к Карлу Густаву Юнгу, и сегодня ее используют даже на бизнес-тренингах, для подбора персонала! Например, человек ставит какой-то предмет (себя) на песок — и кто-то начинает возводить вокруг стены или рвы, кто-то не позволяет его двигать. По поведению в песочнице можно понять, как он поведет себя в коллективе, какие у него способности, амбиции и многое другое.

Комиксы и супергерои

- Вернемся к сказкам. Насколько важно читать их детям?
– Важно, причем не просто читать, а обсуждать: разбирать поступки героев, их мотивацию, взаимоотношения. На сказках мы учимся рефлексии, умению размышлять, проводить аналогии и исследовать себя. Важно обращать внимание на то, какие сказки интересны ребенку в данный момент. 
Например, мой сын, когда только пошел в детский сад, зачитывался историей «Мальчика-с-пальчика» (0+): по сюжету родители отводят детей в лес, оставляют, но главный герой спасает братьев. Оказалось, что сын переживал по поводу новой ситуации в своей жизни — незнакомое место, люди. И пока не привык и не обрел там друзей, боялся, что его могут не забрать из садика, запоминал дорогу. Как только успокоился, эта сказка стала не важна. Позже, в старшем дошкольном возрасте, сын увлекся «Черепашками-ниндзя» (6+): они попадали в разные неприятности, но не погибали, а проходили испытания и менялись. Так он размышлял о том, что такое жизнь, смерть и может ли человек быть бессмертен. 

- Как вы относитесь к аудио-книгам — они заменяют чтение вслух?
– Аудиокниги точно лучше, чем их отсутствие. Тем более есть качественные варианты с прекрасными актерами, да и роботы отлично справляются. Но разница, безусловно, есть. Запоминается ведь не только сказка, но и голос мамы или папы, интонации и время вместе.

- Все ли сказки полезны? Есть же совсем жуткие сюжеты.
– Страшные сказки тоже нужно читать: да, там есть скрытое зло, героя могут убить, а его победу присвоить и т. д. Но в то же время виновные будут наказаны, друзья придут на помощь. Такие примеры, увы, могут быть и в жизни. Другое дело, что не стоит читать их на ночь, тут больше подойдут успокаива-ющие истории, без беды и боли. Последние больше подойдут для чтения днем, чтобы было время все обсудить, пережить, а не уходить с этим в сон. 

- Многие родители переживают из-за популярности у детей супергероев — они не станут плохим примером?
– Во всех историях есть здравое зерно, нужно просто помочь выделить главное, обратить внимание на детали. 

- А комиксы?
– Для обучения и размышления подходит любой формат. Если ребенок любит комиксы, мультфильмы – почему нет? 

Стало больше страха

- Вы много работаете с людьми разного возраста. Как на них отражается пандемия?
– Немало коллег замечают, что дети стали чаще задумываться о темах смерти, потери. И у них появилось больше агрессии, в том числе к родителям (причем не только у подростков, но и у малышей). Это не столько следствие пандемии, сколько вообще примета времени: сегодняшние дети очень чувствительны к себе, собственному пространству и границам – и к тому, когда их нарушают. 
Что касается взрослых, то они тоже тяжело переносят пандемию: усилился страх за будущее, да и вообще разные страхи. Для всех нас крайне важно гармонизировать свое эмоциональное состояние, уметь понимать свои эмоции, проживать их и идти дальше. Ведь «заразиться» тревогой, страхом и агрессией просто, тем более когда этого так много вокруг. 

07-Вот-такая-небольшая-песочница-помогает-психологам-понять-наши-проблемы.jpg
Вот такая небольшая песочница помогает психологам понять проблемы, с которыми мы к ним приходим
(фото из архива героя материала)

цитата
,
:
, :
Кого советует почитать Татьяна Грабенко и взрослым, и детям:
  • Тоон Теллеген «Не все умеют падать» (0+)
  • Эрик-Эмманюэль Шмитт «Оскар и Розовая дама» (12+)

поделиться
конкурс 08 сентября 2020

ШКОЛА МОЕГО ДЕТСТВА

52151
опрос 10 августа 2022

Как вы будете голосовать на выборах губернатора 11 сентября - лично или удалённо?

3