или Зарегистрироваться
Мамочкам
1026
0
06 августа 2020

Самоизоляция обернулась ростом неврозов у детей

Причем до этого состояния их довели любящие родители
Один из уникальных моментов пандемии – самоизоляция серьезно отразилась на психологическом состоянии… детей. 
Казалось бы, вечно занятые родители наконец смогли вдоволь пообщаться с чадами, выразить им свою любовь, но психологи констатируют, что удалось это далеко не всем. После такого непрерывного взаимодействия со взрослыми многим детям понадобилась помощь психолога, а у некоторых медики диагностировали невроз.

Вложили свои страхи
– С начала мая у меня бывает от 1 до 4 обращений в неделю с проблемами вроде: ребенок замкнулся, не слышит меня, стал агрессивным и неуправляемым, начал всего бояться, нещадно лупит брата и т. п. В основном это школьники, и, несмотря на то, что ситуации разные, причина выявляется одна, – говорит калининградский семейный психолог Наталья Николаева. – Запертые в четырех стенах с детьми и столкнувшиеся с проблемами пандемии взрослые (потеря работы, страх неизвестности, опасности болезни, несостоявшийся отпуск и пр.), зачастую даже не отдавая себе отчета, переложили свою агрессию, раздражение, страхи, тревожность за ситуацию на детей. 
Это могло выражаться в том числе в избыточном количестве требований. Например, вся семья обедает за столом, а фокус раздраженного внимания на ребенке: «Как ты сидишь?! Что ты чавкаешь? Возьми ложку правильно!» И не дай бог сыну или дочке сказать, что суп или макароны ему не нравятся! И уже совсем откровенное насилие: «Нет, ты будешь это есть!» Даже если взрослые что-то недоговаривают или молчат, но эмоционально тревожны или напряжены, дети это четко считывают. И, не совсем понимая происходящее, могут начать «разговаривать» с окружающими телом: различные тики, подергивания конечностей. Другой пример: у достаточно спокойного, адекватного ребенка ни с того ни с сего возникают приступы агрессии – крики, бросание предметов и т. п. Причем спровоцировать такое его поведение может буквально каждое слово взрослого и даже просто его вхождение в комнату. 
– В семье же, где у новоиспеченного агрессора есть младшие братья или сестры, весь его негатив направляется на них: это битье, постоянные упреки, ссоры – все это по факту адресовано родителям, но так действовать безопаснее, – объясняет психолог. – Конфликты между братьями и сестрами говорят и о сражении за родительскую любовь. Еще один «маячок» – внезапное появление у ребенка тотальной лени, невнимательности или рассеянности. По сути, это значит: «Не хочу замечать, видеть». Всеми этими способами дети, так сказать, стравливают накопившееся напряжение или переключают внимание взрослых с себя самих на симптом: тики, невнимательность, плохой сон и так далее становятся поводом для похода к специалисту, зачастую к врачу. И пока родители «сражаются» с симптомом, ребенок временно оставлен в покое. 

Занялись воспитанием вплотную
– Еще одна из реакций на происходящее в семье давление – это внезапное появление нереалистичных страхов, например, ребенок начинает бояться «скрывающихся» в темноте чудовищ, спускаться на лифте и 
т. п., – продолжает специалист. – Недавно у меня были 
32-летняя калининградка и ее 8-летняя дочь. После периода самоизоляции никогда не страдающая от подобных проблем девочка стала отказываться спать без света, появилось ночное недержание мочи. Пришли они уже после визита к неврологу, тот не нашел проблем в организме, связанных с его профилем, и рекомендовал обратиться маме к психологу. Когда начали разбираться в ситуации, стало ясно, что все «усилия» по воспитанию резко потерявшие работу и уверенность в завтрашнем дне с развитием пандемии родители приложили к ней. Папа с мамой выстроили ей строжайший график дня, чтобы ни минутка не была, по их словам, проведена бесполезно. И вплотную занялись «образованием» дочери: она не так сидела (спина была не прямой за столом), не так читала, не так считала, не с теми подружками общалась (ее заставили удалить их контакты из телефона), недостаточно хорошо мыла руки, не те книги читала и прочее и прочее. На девочку обрушился целый град ежеминутных замечаний, сказанных резким, раздраженным тоном! Конечно, в итоге работать пришлось с родителями, благо, они смогли понять, что натворили. Писаться по ночам девочка уже перестала. А вот настольную лампу она пока оставляет включенной на ночь. Ее мама научилась не настаивать на своем принципиальном убеждении, мол, «спать надо без света». И это важно! Ведь ситуации бывают разные, в этом случае женщина признала право дочери просто позаботиться о себе и право сообщить о своих потребностях. И если заснуть со светом ей спокойнее, то что тут еще надо обсуждать?
Или другой пример: 14-летняя девочка-подросток в период самоизоляции осталась дома под наблюдением тети, которая из-за травмы лишилась спортивной карьеры. И все свое отчаяние, горевание по поводу этой ситуации женщина направила на племянницу, так сказать, жила ею: ввела железную дисциплину, контроль в распорядке дня и в учебе, и все это вроде бы из лучших побуждений... Но в итоге у школьницы диагностировали невроз.
– Когда происходит подобное, всегда возникает вопрос: почему столько внимания взрослого человека направлено не на свою жизнь? – продолжает специалист. – Начинаем выяснять истинные причины такого поведения взрослого, его «отпускает», а отношения с детьми становятся комфортнее, но, если честно, так бывает далеко не всегда.
По словам специалиста, всего лишь трое из десяти родителей готовы понять и признать, что это именно их поведение – неосознанная тревога, страхи и создание невыносимо напряженной атмосферы в доме – вызвало проблемы у детей, и начать с этим работать. Причем никто не говорит, что это быстро и легко! Но если ситуацию не решать, то, скорее всего, все вышеуказанные симптомы у ребенка будут усугубляться, вплоть до неврозов и других болезней. 

Совет специалиста

Способ наладить отношения с ребенком
Помочь восстановить подорванные отношения может расслабляющая беседа без надрыва, указаний и упреков, разговор должен состояться из глубокого интереса к чувствам ребенка, искреннего любопытства. Слова и позиция взрослого в диалоге: «Я замечаю, что тебе сложно в последнее время следовать за моими указаниями». И тут же показать себя, свои чувства, а не только лишь констатировать поведение ребенка: «Я не понимаю, почему так поступаешь, я беспокоюсь, что…» И обозначение выхода из ситуации: «Было бы здорово, если бы ты рассказал мне о своих переживаниях. Мы могли бы понять, как с ними справиться».

Как взрослому понять свою роль, которая оказывает влияние на ребенка 
По поводу каждой ситуации, например: вы кричите на сына или дочь: «Ваня, я тебе в пятый раз говорю, заправь футболку в штаны, ходишь как незнамо кто!» или «Света, что ты расселась, ешь быстрей, я тебе сказала!», ловите себя и начинайте задавать себе простейшие вопросы: «Что я делаю? Что я говорю? Зачем я это говорю?» Если отвечать честно, то чаще всего ответ будет один: я делаю это, чтобы вылить свою агрессию, и так мне становится легче. По словам психолога Николаевой, если вы уже вошли в так называемое поле осознанности, то и это уже огромная победа. Если справиться с проблемой все же не получается, то обратитесь к специалисту.


20200731165542_IMG_5234.jpg
Москвичка Ольга у нас в гостях, ее доверительным отношениям с дочерьми Дашей и Таисей самоизоляция не навредила

поделиться
Правила комментирования

Правила комментирования

Редакция портала "Страна Калининград" оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие правила сайта и законодательство РФ, а также ограничивать доступ к комментированию статей любым посетителям сайта. Аккаунты пользователей, систематически допускающих подобные нарушения, будут удаляться без возможности восстановления. Для разрешения спорных вопросов можно обращаться по электронной почте rec@strana39.ru.

В комментариях на сайте "strana39.ru" запрещены:

1. Нецензурная брань (в том числе и завуалированная, с использованием звездочек, точек и других знаков).
2. Высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, а также ссылки на подобные материалы.
3. Призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма, а также ссылки на подобные материалы.
4. Пропаганда порнографии, культа насилия и жестокости, а также ссылки на подобные материалы.
5. Размещение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.
6. Оскорбления или угрозы в адрес редакции или авторов материалов.
7. Оскорбления или угрозы в адрес других граждан, в том числе – пользователей сайта "Strana39.ru".
8. Размещение информации рекламного характера или спама.

comments powered by Disqus
конкурс 08 сентября 2020

ШКОЛА МОЕГО ДЕТСТВА

2243
опрос 02 сентября 2020

Специалисты пугают новыми штаммами гриппа. А вы будете делать от него прививку?

92