или Зарегистрироваться
Мамочкам
32335
0
23 декабря 2019

Как развивается мозг ребенка: мифы и реальность

Нейрофизиолог Ирина Ваколюк рассказала, чем именно серое вещество у младенца отличается от взрослого
На очередной встрече «Клуба для родителей» (18+) газеты «Страна Калининград» мы поговорили с нейрофизиологом, доцентом Института живых систем БФУ им. И. Канта Ириной Ваколюк о том, как развивается мозг ребенка.
Родители узнали, что и в каком возрасте способно освоить их чадо, остаются ли у малыша на всю жизнь «травмы», полученные еще до рождения, и что ему дают занятия музыкой.

«Слышат» цвет и «видят» звуки
О работе мозга существует масса мифов. Например, что, если не вложить ребенку основные навыки до трех лет, потом будет поздно. А к десяти годам мозг сформирован практически как у взрослого. И что свой мыслительный аппарат мы используем не на полную, а лишь на какие-то 10%. 
Чтобы отличить правду от вымысла, нужно разбираться в физиологии. И тут открывается много любопытного. 
Когда нам буквально две недели с момента зачатия, у человека уже закладывается мозг. Сначала это нервная трубка, на которой на 25-й день появляются три мозговых пузыря. Из них все потом и вырастет.
Первыми развиваются сенсорные зоны, необходимые, например, для зрения или слуха. Затем приходит время зон языковых навыков и познавательных функций.
– Младенцы – синестетики: они «слышат» цвета и «видят» звуки, потому что имеют связи между слуховой и зрительной зонами коры, а также между сетчаткой и той частью таламуса (структура мозга, в которой происходит обработка и интеграция всех сигналов), в которую поступает информация о звуках. Такая особенность остается и у некоторых взрослых, но если для малышей это норма, то в старшем возрасте – уже отклонение, – поясняет нейрофизиолог.

Каждому периоду – свое
В разных возрастах активно работают совершенно разные области головного мозга.
У детей главную роль играет мозговой ствол. Он контролирует сердцебиение, артериальное давление и температуру тела. Отвечает за пробуждение и сон, чувство аппетита и насыщения.
У взрослых важнейшими зонами становятся лимбическая система и кора головного мозга. Лимбическая система контролирует сексуальное поведение, эмоции и движения. Кора головного мозга в ответе за мышление и осмысленное поведение, планирование.
– Новые связи формируются у младенцев с потрясающей скоростью, она максимальна к шести годам. У новорожденных появляются автоматические и моторные функции, пять чувств. Бессознательная память позволяет узнавать мать и других членов семьи. В возрасте от года до трех лет развивается сознательная память, закладываются способности к обучению, социальному взаимодействию и эмоциональному реагированию. Для периода от четырех до десяти лет характерна высокая активность мозга (больше, чем у взрослого). Идет формирование логических способностей, – говорит эксперт.

Используй или теряй
Важный период наступает в 6–7 лет: в этом возрасте запускается процесс прунинга — чистки, прореживания связей в нервной системе. Ненужное — то, что уже не используется, обрезается. И этот период так же важен для развития мозга, как и период роста. 
Когда-то вам было важно научиться ходить — чтобы справиться с задачей, появлялось огромное количество новых связей. Но вы все выполнили – и в них больше нет необходимости. Связи обрезаются – так освобождается место для новых навыков и знаний. 
– В подростковом возрасте мозг теряет 1% своего серого вещества каждый год. И в этом  его развитие. Действует принцип «используй или теряй»: если вы что-то не используете, оно уходит, – поясняет Ваколюк. 
А вот к 18 годам у нас уже формируется некая база личности — биологическая основа психических процессов. 
– Процесс формирования мозга продолжится до 30 лет. Но если, к примеру, подросток привык методично делать какую-то мелкую работу, потом он может заниматься чем угодно, но склонность к этому останется, – поясняет эксперт. – Впрочем, и время после тридцати – еще не финал. Дальше тоже будут возникать новые клетки мозга: нейрогенез продолжается на протяжении всей жизни. Мозг будет по-прежнему способен к обучению, но станет менее пластичным. Так что он будет отлично справляться со сложными функциями, но вот к переменам или непредвиденным обстоятельствам адаптироваться начнет хуже. 

Эмбрион все помнит
Чтобы еще лучше разбираться в развитии мозга ребенка, важно понимать, за что отвечают и как работают такие отделы мозга, как гиппокамп и миндалина. 
Миндалина формируется еще до рождения и отвечает за эмоции. У подростков она вырастает прежде, чем все остальные структуры, поэтому эмоции, такие как радость и печаль, в этом возрасте зашкаливают.
Гиппокамп – структура, которой мы «помним». До 2,5–3 лет он дозревает, и наша память формируется плохо: именно поэтому нет и не может быть воспоминаний о себе до этого возраста. 
– Воспоминаний и правда нет. Однако, согласно последним исследованиям, оказалось, что психологические травмы записываются в нейронных сетях на уровне миндалины. То есть помнить о том, как мама кричала на вас в 6-месячном возрасте или оставила на долгое время в одиночестве, в полном понимании слова вы действительно не будете. Но это может повлиять на поведение уже во взрослом возрасте и вылезти в критических ситуациях, – говорит нейрофизиолог. – Развитие же гиппокампа, по последним данным, сильно зависит от контакта матери с ребенком до рождения и сразу после него. 
В зависимости от состояния спокойствия или стресса иначе функционирует гормональная система, и она меняет работу мозга. Ученые наблюдали за тремя группами детей – обычными малышами из полных семей; детьми, которые хоть и находились вдалеке от биологических родителей, но все же получали внимание и любовь от других взрослых (приемные семьи, детские дома и т. д.); и брошенными детьми, у которых, может, и были родные, но они не проявляли к ним интереса. 
С помощью ФМРТ выяснилось, что размер гиппокампа у них разный. У тех, о ком заботились, он рос значительно быстрее, чем у второй и тем более третьей группы. Потом эти дети лучше социализировались, успешнее учились и т. д.
Еще одно открытие последних лет — пренатальные психологические травмы. Казалось бы, ребенок еще в животике, разве могут быть проблемы у эмбриона? 
– Исследования доказывают, что могут, и этому есть физиологическое обоснование. Если у беременной будущей мамы сложности, она переживает и нервничает, то психологические травмы могут быть и у ребенка. Дело в том, что в таком состоянии у женщины повышается уровень кортизола и кортикостероидов. Это меняет и гормональный фон ребенка. Позже такие «мелочи» проявляются в недоверии к миру, в тревожности и сложностях с формированием привязанности, – комментирует эксперт.

Возраст и развитие

Новорожденные:
  • Развиваются автоматические функции, моторные;
– формируется 5 чувств;
– мозг растет в объеме; 
– бессознательная память позволяет узнавать мать и членов семьи.

От 1 года до 3 лет:
  • Мозг растет и развивается сознательная память. 
  • Закладываются способности к обучению, социальному 
  • взаимодействию и эмоциональному реагированию.
От 4 до 10 лет: 
  • Высокая активность мозга (больше, чем у взрослого).
  • Формирование логических способностей.
От 11 лет и старше:
  • Процесс вызревания нервных связей.

Правда ли, что:

1. Существует правополушарное рисование.
Любое решение мозга, а значит, и ваше действие не происходит только в одной из частей мозга. Сигнал действительно поступает из конкретной точки коры, но вы видите рисунок, кисточку, бумагу – и задействуется затылочная доля коры головного мозга. Осознаете процесс – включается префронтальная кора. С помощью гиппокампа вспоминаете, что и как делать. Через миндалину возникает эмоция, связанная с рисованием, и так далее. Так что при рисовании задействованы обе половины мозга. 

2. Занятия музыкой развивают серое вещество.
Чтобы мы совершали действия и делали их осознанно, нужно, чтобы левая и правая половины мозга «дружили» друг с другом. Для этого нужно хорошо развитое мозолистое тело (оно их соединяет). Большое исследование показало, что музыка способствует его росту. Причем это зависит и от инструмента. У тех, кто играет на фортепиано, мозолистое тело на 25% мощнее, чем у тех, кто выбрал духовые или скрипку. Ну и значительно крупнее, чем у тех, кто не занимается музыкой вообще. 

3. Мозг ленив и не хочет учиться.
Это не так. Мозг всегда готов к обучению, потому что не может существовать иначе. Это его физиологическая потребность. Вопрос лишь в том, чему: разговаривать, различать цвета и температуру, говорить на иностранных языках и т. п. 

4. Обнимашки важны.
Действительно, при тактильном контакте (объятия, поглаживания) возбуждаются те структуры мозга, где выделяется оксид азота. Он срабатывает как успокоительный сигнал. Так что у всех социальных животных записана программа, по которой они, если видят или слышат страдание сородича, начинают его вылизывать, поглаживать, согревать. Это происходит бессознательно.


Важное на разных этапах
  • Новые связи формируются у младенцев с потрясающей скоростью, она максимальна к шести годам.
  • После 6–7 лет начинается процесс прунинга – прореживания и удаления ненужных связей в нервной системе. Он так же важен для развития мозга, как и период роста.
  • Мозг подростка в возрасте от 13 до 18 лет теряет 1% своего серого вещества каждый год, но это – его развитие.
  • Основное формирование мозга завершается к 30 годам, но новые клетки возникают в нем на протяжении всей жизни и способность к обучению сохраняется.

Очаги активности
  • У детей – ствол мозга и средний мозг: контроль работы сердца, сосудов, легких, желудка, давления и температуры тела; пробуждение/сон, аппетит, ориентация в пространстве,
  • У взрослых – лимбическая система и кора головного мозга: эмоции, двигательная активность, секс, контроль действий, мышление, планирование.

Что мешает, а что помогает
  • Физическая нагрузка работу мозга стимулирует.
  • Скука «тормозит» мозг (он не обращает внимания на скучное).
  • Чтобы лучше понять и запомнить информацию, необходимо задействовать несколько чувств восприятия. 
  • Хороший сон способствует мышлению.
  • Хронический стресс подавляет способность мозга учиться.

08-IMG_0971.jpg
Нейрофизиолог Ирина Ваколюк аргументированно развенчала расхожие выдумки о развитии нервной системы человека

08-IMG_1081.jpg
На встрече читатели нашей газеты узнали от специалиста о том, на что нужно обращать внимание в конкретном возрасте ребенка

08-IMG_4361.jpg
В возрасте от 4 до 10 лет у мозга очень высокая активность – больше, чем у взрослого. В этот период идет формирование логических способностей

Наш проект «Клуб для родителей» 
Это возможность для читателей газеты «Страна Калининград» встретиться с экспертами и задать им свои вопросы. Психологи, медики, педагоги и другие специалисты дают открытые лекции и дискутируют с участниками на площадке газеты. 
Следующая встреча состоится в 2020 году, следите за анонсами в нашей газете и записывайтесь – участие в «Клубе для родителей» (18+) бесплатное!
цитата
,
:
, :
До 2,5–3 лет память формируется плохо: именно поэтому нет и не может быть воспоминаний о себе до этого возраста. Однако все психологические травмы записываются в наших нейронных сетях

поделиться
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27