или Зарегистрироваться
Мамочкам
2545
0
08 августа 2018

Чем родители могут помочь без пяти минут первокласснику

Почему неизбежен стресс дошкольника и как развить у ребенка желание учиться, рассказал психолог
На прошлом неделе мы провели очередную встречу «Клуба для родителей»: в газету «Страна Калининград» приходят эксперты из самых разных областей — педагоги, психологи, врачи – и общаются с читателями еженедельника, отвечая на актуальные вопросы.
На этот раз гостем клуба стала Ирена Ивлева, коуч, психолог, руководитель коучинг-центра Калининградского областного института развития образования. Тема встречи – с какими проблемами сталкиваются ученики начальной школы и чем родители могут им помочь.

Польза от дворовых игр
То, что переход из детского садика в школу, это стресс для ребенка, давно не секрет. И, чтобы помочь с ним справиться, важно понимать, что именно с детьми происходит в этот момент.
– Семь лет, как и другие цифры — 3 года, 11 лет, – это возрастные кризисы. Дошкольник формируется как социальная личность. Он растет в обществе и взаимодействует с ним. Как раз ближе к семи годам развивается предприимчивость — умение находить выход из разных ситуаций, фантазировать, изобретать. 
И в этот период ребенку крайне важна обратная оценка со стороны взрослых.
Если ребенок встречает поддержку, предприимчивость со временем перерастает в черту характера. А вот если его ругают, не принимают любую идею — например, на предложение построить домик из подушек в комнате говорят, чтоб не устраивал беспорядок и не мешал, – возникает чувство вины.
– Обратная связь от взрослых формирует либо определенные умения — ребенок уверен, что у него получится, он может, – либо чувство неполноценности, с которым потом непросто жить. Для последнего даже существует термин «выученная беспомощность» – это нарушение мотивации, установка «я ничего не могу», – делится психолог.
Конечно, это можно исправить, но потребуется много времени и сил.
– Один из способов — пусть ребенок делает вещи, которые у него получаются — не важно, будет это езда на велосипеде, рисование или спорт. Главное здесь – «я могу»: ощущение успеха, достижения, – говорит Ирена. – Полезны любые игры с правилами, особенно командные развлечения из нашего детства. Вспомните, например, игру «вышибалы», когда ведущий попадает в кого-то из круга мячом и ребенок на время выбывает из игры. Это сво-его рода тренинг: выйти из игры — это страх изоляции. Но ребенок принимает его, справляется с ним, потому что знает: он снова вернется на поле. В то же время он ставит перед собой задачу, чтобы в следующий раз продержаться в игре подольше. Так игра учит справляться с разными ситуациями, принимать ошибки и извлекать из них пользу.

Перемена роли
Как же мы можем помочь первоклашке? Чтобы ответить на этот вопрос, как ни странно, важно вспомнить, что родители делают, когда ребенок учится ходить. Они поддерживают его стремление сделать первые шаги, одобряют даже маленькие успехи, создают условия, чтобы это было возможно, оберегают. 
Все это работает и тогда, когда ребенок идет в первый класс: переход к взрослой жизни — такой же естественный процесс, как хождение. Но взрослые почему-то это забывают и часто начинают требовать, критиковать.
Чтобы понять ребенка, стоит разобраться и в том, что же выходит для него на первый план в 7–8 лет. Это отношения со сверстниками — ему важно, как его примут в новом коллективе, будут ли те, кто разделит его интересы. 
Не менее значимы отношения с родителями, учителем, баланс отдыха и нагрузки. А также личные достижения — то, как он справляется с новыми вызовами. И как только одна из этих вещей нарушается, ребенку уже не до учебы. 
Психологи подчеркивают и то, что в первом классе меняется роль ребенка — не только внешняя, но и формирующая его внутреннее самоощущение. Он начинает отделять себя от взрослых. 
– Ребенок требует уважения. Ведь он – полноценный человек, просто другого возраста и с меньшим опытом, – поясняет Ирена Ивлева. – Конечно же, с приходом в школу у него появляются обязанности. Но важно не требовать слишком многого. Лобные доли в этом возрасте до конца еще не сформированы, ребенок только начинает контролировать действия — то есть не просто как-то поступает, а понимает последствия, думает, прежде чем делать. К 12 годам это навык контроля лучше проявляется, а полностью лобные доли как структура формируются к 25. В начальной школе организаторы жизни ребенка – родители: они планируют, строят режим, расписание, контролируют время. И постепенно перекладывают эти обязанности.

Три в одном
– Есть несколько важных вещей, которые должны понимать родители. Первое: способности обучения в ребенке заложены, его познавательная активность – самая главная черта возраста начальной школы, – говорит психолог. – Второе: в страхе, стрессе ребенок никогда хорошо учиться не будет. И этому есть объяснение. Наш мозг — многослойный, он формировался постепенно. Самая его древняя, первичная часть отвечает за наше жизнеобеспечение, за функционирование тела. Вторая — эмоциональная – за умение выживать в сообществе и выстраивать отношения. Третье, последнее приобретение человека — неокортекс, который ответственен за разум и умение обучаться. Так вот, когда мы боимся, чувствуем угрозу, находимся в стрессе, организм начинает спасаться – и это отсыл к древнему мозгу. До разума при этом не достучаться. Психологи установили, что еще пять часов после ссоры с родителями, конфликта с учителем и т. п. ребенок не может нормально воспринимать информацию.
Принципиально важный момент: всем нужно четко выполнять свои функции. Учителя учат, а родители – любят. И ни в коем случае нельзя подменять эти понятия. 
– Не требуйте от учителя, чтобы он любил вашего ребенка, педагог должен его уважать и профессионально обучать. А родителям в свою очередь не стоит уходить с головой в роль ментора, – подчеркивает Ирена.

Нужен дефицит
Современная школа сформулировала главный принцип: просто обучения недостаточно. Она должна дать ребенку не только знания, но и основные компетенции: умение коммуницировать, кооперироваться (работать в команде), критическое мышление и креативность (умение создавать то, чего раньше не было).
Но, чтобы ребенок все это получил, необходимо, чтобы у него сохранилось желание учиться. И задача хорошего педагога — не убить мотивацию, удовольствие от обучения. 
– В этом могут помочь и родители: стоит после школы спрашивать сына или дочку не об оценках, а том, что нового и интересного они узнали, обсуждать эти идеи, вместе в чем-то разбираться, – считает психолог.
К сожалению, ситуация, когда ребенок во 2–3-м классе говорит родителям, что больше не хочет учиться, сегодня не такая уж редкость. Причины тут разные, но что же нужно, чтобы желание не пропадало?
– Необходимо спокойствие. Среда не должна быть избыточной, достаточно небольшого набора игрушек и развлечений, гораздо важнее живое общение в семье, совместное время для досуга и общих дел, – говорит Ирена Ивлева. – Родители сами должны продолжать развиваться. Ведь как бы мы ни воспитывали детей, что бы ни хотели в них вложить, они прежде всего будут подражать самым близким людям – это их главный ориентир.


16-IMG_1921.jpg
В первом классе у ребенка существенно меняется роль – причем не только внешняя, но и формирующая его внутреннее самоощущение

16-IMG_9135.jpg
Психолог, руководитель коучинг-центра областного института развития образования Ирена Ивлева

поделиться
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27