или Зарегистрироваться
Мамочкам
3833
0
23 Ноября 2017

«Не забирайте у ребенка мопед!»

Как не отбить у детей желание учиться и помочь им
На очередной встрече нашего «Клуба для родителей» (нового специального проекта газеты «Страна Калининград») родители вместе с экспертом обсуждали важную тему — мотивацию. 
Например, что сказать первоклашке, который спрашивает, зачем ему идти в школу, и совсем не хочет сидеть на уроках? Или чем привлечь к занятиям подростка, у которого играют гормоны и тянет на «подвиги», причем вряд ли учебные. Не проще ситуация и со старшеклассниками, которые под давлением предстоящего ЕГЭ и огромной нагрузки вдруг теряют интерес к знаниям. Об этом и многом другом мы поговорили с Алексеем Голубицким, директором Школы будущего пос. Б. Исаково.

Не взрослеть раньше времени
Когда мы говорим о мотивации, то самым важным будет понимание того, что все постоянно и сильно меняется. И то, по каким принципам росли мы с вами, уже не подходит современным детям. Раньше все было более-менее понятно: если получил образование — работа, может и не слишком любимая или хорошо оплачиваемая, но гарантирована. Сегодня же это далеко не факт. А детей нужно готовить к тому, что профессию и даже сферу деятельности они, скорее всего, будут менять еще не раз за свою жизнь. 
– Поэтому надо не бояться пробовать, искать себя. И главным становится уже не столько предмет, которому учили (он как раз и не стабилен и может со временем оказаться ненужным), сколько способы получения информации, умение в ней  ориентироваться. И, конечно, то, насколько ты счастлив в своем выборе и реализован, – считает Алексей Голубицкий.
Можно пойти еще дальше: некоторые футурологи предсказывают, что многие профессии скоро исчезнут, а работа вообще станет привилегией. 
– И то, что это не такая уж фантастика, я понял недавно, когда пришел в кино и не увидел там кассиров — билеты продают автоматы. Так что самое большое педагогическое счастье — дать ребенку почувствовать, найти свое дело, – говорит директор.
Как правило, в начальной школе детям нравится учиться. Им все интересно, и процесс познания доставляет удовольствием. Поэтому задача родителей и учителей  это не разрушить.
– Занятия должны соответствовать возрасту. Если это дошколята, то все, что им нужно — это играть. Обучение разным вещам возможно, но тоже в игровой форме, – считает Голубицкий. – Однажды ко мне приходила мама и просила взять ребенка в начальную школу. В пять лет у него уже был репетитор по математике, русскому, он говорил на английском и французском языках. Казалось бы, чем это плохо? Но в школе хорошо видишь последствия. Скорее всего, когда такой ребенок придет в первый класс, ему будет скучно, он начнет отвлекаться и выпадет из общего процесса. А потом, когда дети его догонят и он станет как все, может наложиться травма, ведь раньше он всегда был первым.
Так что всему свое время: мотивация в этом возрасте простая — интерес. И если не превращать все в слишком серьезное занятие, плавно переходить от игры к дисциплине, на уроки малыши будут бежать с радостью.

Надо ловить на вау-эффект
Одна из самых сложных ступеней — 5–7-е классы. Если начальной и старшей школами занялись уже давно, до этого возраста руки дошли только в последнее время. В этом возрасте у детей максимальная познавательная активность — они готовы впитывать как губка, уже логически мыслят и довольно самостоятельны. 
– И тут их нужно сильно заинтересовать. Конечно, гормональная волна все равно захлестнет, и на время они увлекутся другими вещами. Но, если что-то зацепило, вернутся к этому занятию спустя пару лет, уже в старшей школе и на другом уровне, – объясняет директор школы. – Надо ловить на «вау-эффект»: показать аппарат, который режет лазером, отвести в крутую лабораторию, собрать робота и т. п. 
Еще одно опасение — чрезмерная любовь подростков к гаджетам. Но, по опыту педагогов, школьники легко от них отвлекаются, если есть все тот же интерес.
– Ездили мы с подростками на море — показал им окаменелости, которые старше динозавров, рассказал про разные интересные камни. Так они несколько часов провели на берегу и о мобильниках и планшетах даже не вспомнили, – с улыбкой делится Голубицкий.
Еще один важный момент — риск. 
В этом возрасте от него никуда не уйти, потребность к опасностям заложена в каждом, особенно в мальчишках. Задача взрослых — не запрещать, а контролировать. 
– Если ребенок хочет прокатиться на мопеде, не забирайте его. Лучше объясните правила, проверьте исправность. Возможно, потом, во взрослой жизни, машины станут его делом. А может, и нет, но увлечение стоит поддержать: с вами или без вас, потребность все равно реализуют.
В среднем звене есть время на дополнительные занятия — и тут нужно пробовать все, что хочется.
– Я лично в детстве протестировал девятнадцать кружков – от бокса до фортепиано. Пока не попал в экологический центр, где уже и выбрал будущую профессию, – делится с родителями Алексей Викторович. – Это замечательное время и для того, чтобы попробовать «на вкус» разные профессии: в 8 и 9 классе мы показываем детям разные сферы, знакомим школьников со специалистами, и те рассказывают до мелочей, из чего состоит их ежедневная работа, какие есть сложности и плюсы. Они красят стены, делают колбасу. И это здорово помогает понять, что точно не твое, а на что можно обратить внимание. 

Колледж или вуз?
И, наконец, старшая школа, когда пора определяться с будущим, выбирать предметы для ЕГЭ и место, куда будешь поступать. Сейчас довольно много детей хотят идти в профобразование после 
9-го класса, но мешает нежелание менять коллектив, привычную обстановку.
– Чтобы решить эту проблему, открываем «колледж-класс»: после 9-го класса дети одновременно поступают и в 10-й класс школы, и в колледж. На общеобразовательные предметы ходят тужа же, куда и раньше, а на специализированные дисциплины — в новое учебное заведение. Закон такое разрешает, оформить процесс несложно. 
В итоге через два года кто-то решает пойти в вуз — сдает ЕГЭ и поступает. 
А кто-то выбирает профессию — и без экзаменов, после производственной практики, попадает сразу на третий курс, – говорит наш собеседник.
И это не единственный эксперимент. 
– В прошлом году мы запустили программу: тьютеры встречаются один на один с каждым одиннадцатиклассником раз в месяц и помогают ему разобраться в наступающей взрослой жизни. Работа сложная, ведь нельзя ни советовать, ни ругать. Только слушать и направлять. Сначала ребята сами формируют образ будущего — отвечают на вопрос, кем бы они хотели быть через 10 лет, чем заниматься. А потом постепенно, от встречи к встрече, мы разбираемся, как к этому результату прийти. Учитываем все: где можно научиться тому, что выбрал, куда поступить, какие выбрать предметы для сдачи и т. д.   
Вот такая вот самомотивация — интересная инновация, которая еще покажет свои результаты.

«Клуб для родителей» – это открытые лекции и дискуссии наших читателей с экспертами. В гости к «СК» будут приходить психологи, медики, педагоги и другие специалисты, а калининградцы получат возможность задать им любые вопросы. Участие в клубе бесплатное, следите за анонсами в газете и записывайтесь на следующую лекцию в декабре.

14-IMG_6889.jpg
Одна из сложных ступеней – 5–7-е классы. На дополнительных занятиях нужно пробовать все, что захочется

поделиться
Правила комментирования

Правила комментирования

Редакция портала "Страна Калининград" оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие правила сайта и законодательство РФ, а также ограничивать доступ к комментированию статей любым посетителям сайта. Аккаунты пользователей, систематически допускающих подобные нарушения, будут удаляться без возможности восстановления. Для разрешения спорных вопросов можно обращаться по электронной почте rec@strana39.ru.

В комментариях на сайте "strana39.ru" запрещены:

1. Нецензурная брань (в том числе и завуалированная, с использованием звездочек, точек и других знаков).
2. Высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, а также ссылки на подобные материалы.
3. Призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма, а также ссылки на подобные материалы.
4. Пропаганда порнографии, культа насилия и жестокости, а также ссылки на подобные материалы.
5. Размещение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.
6. Оскорбления или угрозы в адрес редакции или авторов материалов.
7. Оскорбления или угрозы в адрес других граждан, в том числе – пользователей сайта "Strana39.ru".
8. Размещение информации рекламного характера или спама.

comments powered by Disqus
конкурс 08 Сентября 2020

ШКОЛА МОЕГО ДЕТСТВА

7363
опрос 11 Ноября 2020

Роспотребнадзор предлагает россиянам провести новогодние праздники дома. А у вас какие планы?

92