или Зарегистрироваться
Мамочкам
2672
0
23 октября 2017

Нужно ли растить вундеркинда?!

В «Клубе для родителей» столичный эксперт развенчала мифы о воспитании и развитии дошкольников
Нужно ли учить ребенка писать и читать еще до школы, умнее ли современные малыши своих родителей — об этом и многом другом мы поговорили с Марьяной Безруких, психофизиологом, директором Института возрастной физиологии РАО. 
Столичный эксперт открыла цикл встреч в «Клубе для родителей» – новом проекте газеты «Страна Калининград, провела открытую лекцию о мифах в воспитании и развитии детей и ответила на вопросы родителей, участников мероприятия.

Миф № 1 После трех лет — уже поздно
Этот миф возник еще в 1970-х, после выхода в свет книги японского журналиста с одноименным названием. Конечно же, это не так: мозг развивается постоянно и продолжает делать это всю жизнь. Нейронные связи, необходимые для процесса обучения, образуются в том числе и у взрослых людей. Но, чтобы был прогресс, задачи должны быть разными, сложными и нетипичными.
Наш организм так устроен, что научиться чему-то раньше, чем положено, мы не можем: пока у ребенка не сформировалось внимание, зрительное восприятие и память — а это происходит к 5-6 годам, он просто не в состоянии читать или писать. Объединять буквы в слова, не понимая смысла, выводить закорючки — да, но не больше. Если ребенок научился читать в три годика, он воспроизводит текст, но его внимание фиксируется не на слове, а на букве, и смысл ускользает. Для этого есть даже специальный термин – угадывающее чтение. Так что всему свое время — и желание его опередить принесет только вред.

Миф № 2 Главное — побольше кружков
Сегодня все большему количеству детей ставят диагноз РАС – расстройство аутистического спектра: он появляется у детей с пограничными нарушениями — неразвитой моторикой, несформированной речью. В чем причина? Основная – в патологиях при беременности и родах, которые у нас в стране есть у 90 % женщин. Как результат, 2/3 детей имеют риски. Это не значит, что они не будут ни с чем справляться, станут ходить в специальные школы. Это обычные дети, но у них снижен адаптивный ресурс. Такой ребенок не выдержит повышенной нагрузки, ему нужен щадящий режим. И формула «драмкружок, кружок по фото» ему точно не подойдет.  
Десятки кружков, занятия по выходным — эти и другие неадекватные требования взрослых приводят к дальнейшим проблемам в учебе и здоровье ребенка. Все должно быть соразмерно возрасту: например, от года до двух – подъемные задачи: развитие речи и движений, а, к примеру, конструирование (популярный пункт в программах раннего развития) в это время давать еще рано. В три-четыре года – это движение, речь, коммуникация, эмоции, другими словами, — социализация. Способность к чтению, письму появляется только после пяти лет, и учиться этому лучше в начальной школе.  

Миф № 3 Домашнее образование — это однозначно хорошо
Если оно подразумевает ограниченные контакты со сверстниками, как это часто бывает, то это плохо для развития. Ребенок, который общается только с мамой и бабушкой, не может полноценно расти — после трех лет он уже играет не рядом, а вместе, и ему необходимо учиться социализации.  
У нас почти исчезла «дворовая» культура, когда дети знакомились, играли вместе. Анализ того, как малыши общаются в детском саду, показал, что в основном у них деловое общение: что-то просят друг у друга, что-то передают. 
Общение со взрослыми заменяется разными гаджетами – только 10 % родителей читают детям книги, остальные предпочитают включить мультфильм. Не слишком все хорошо и с качеством: проанализируйте, как вы общаетесь с ребенком — записывайте хотя бы 3-4 дня все ваши разговоры на диктофон.  Скорее всего, вы увидите, что употребляете довольно мало слов (а это отражается на развитии речи ребенка), и большинство из них — глаголы в повелительном наклонении. 

Миф № 4 До школы нужно учиться, а не только играть
До школы нужно играть. И только играть. Имеется в виду форма, а содержание может быть самым разным — глубоким, развивающим. И ни в коем случае никаких соревнований, когда один выигрывает, а другой — проигрывает. Малыши не в состоянии понять нюансы, а вот травму получают сильную, складывается комплекс неудачника, который может пройти с ними через всю жизнь. Сейчас даже тренинги лидерства с дошколятами устраивают — знаете, как это выглядит? Все ревут. 
Еще одна большая ошибка — сравнивать ребенка с кем-то. Часто в семье при небольшой разнице в возрасте братьев и сестер одного из них ставят в пример другому. Это вбивает между ними клин, создает конкуренцию и чаще всего навсегда убивает теплые и близкие отношения. 

Миф № 5 Современные дети умнее своих сверстников в прошлом
Исследование, которое мы проводим последние двадцать лет, показывает, что это не так.  Речь не сформирована у 60 % детей, как в 90-х, так и сейчас. У 40–60 % мальчишек и девчонок страдает организация внимания. 
Общий запас сведений и знаний, конечно, у сегодняшних дошколят больше, но эффекта он не дает. 

Миф № 6 Детей можно нагружать, они со всем справятся
Зачем родители обычно нагружают дошкольников? Чтобы подстегнуть развитие. Но это сделать невозможно — повторюсь, мозг развивается постепенно, по своим законам. За все годы исследований и консультаций я видела лишь одного ребенка, который не просто отличался от других (одинаковых детей вообще нет), но делал действительно не свойственные его сверстникам вещи: мальчик в пять лет не повторял действия за взрослыми, а сам вырабатывал алгоритм, причем многошаговый. Он читал и понимал смысл, писал печатными буквами. Его ко мне привели как вундеркинда и хотели сразу отдавать в пятый класс. 
Но на самом деле даже этот ребенок никого не опережал. Дело в том, что есть возрастной диапазон развития — и это два года. Этот мальчик соответствовал развитию ребенка 6,5 лет, то есть был в своем диапазоне, просто в верхней его части. А чаще всего дети находятся или ближе к нижней грани, или посередине. Не старайтесь сделать из ребенка вундеркинда — любите его и помогайте развиваться, пробовать и ошибаться. 

888.jpg


09-IMG_3431.jpg
До школы дети должны только играть, не нужно спешить и раньше времени нагружать их учебой


09-IMG_4789.jpg
На организованную нашей газетой встречу с психофизиологом Марьяной Безруких пришли не только активные мамы, но и папы

поделиться
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27