«У меня сын — пятиклассник. Всю школьную жизнь сражаюсь с его ленью: сына ничего не интересует, уроки делать его не заставишь, помыться с криком отправляю. Руки опускаются, что будет дальше, не знаю. Как справиться с детской ленью? Подскажите, пожалуйста».
Ольга, Калининград
Письмо читательницы «Страны Калининград» комментирует психолог Наталья Николаева:
– Думаю, каждый из нас сталкивался в жизни с этой проблемой. Отвечая на подобные вопросы родителей, всегда интересуюсь: испытывают ли они лень? Ни одного отрицательного ответа в своей практике я не получала. Затем просила описать, когда они испытывали подобное чувство, в связи с чем. И если взрослые были честны, ответы звучали следующие: ленюсь, когда деятельность не интересная, ничем не мотивирована, когда кажется, что не справлюсь с поручением. Потом спрашиваю – какова будет ваша реакция, если после трудового дня вам в срочном порядке предложат выполнить важное с точки зрения просящего дело? Ответы: сопротивляюсь изо всех сил, оттягиваю время до последнего, злюсь и посылаю в определенные места, игнорирую просьбу или выполняю, чтобы быстрее вернуться к отдыху.
У детей подобное отношение. Как психолог, часто слышу из уст родителей и педагогов: «Он такой ленивый». Произносится как осуждение. Однажды на консультации я спросила родителей: «Ленивый – это какой?». Все сошлось к общей оценке – плохой, не успешный. В этой ситуации происходит фокусировка только на отрицательных качествах ребенка, другие его черты не учитываются.
В ребенке от природы заложено много энергии
В любом здоровом ребенке от природы заложено много энергии для того, чтобы расти и развиваться, поэтому каждый малыш в принципе не может быть ленив, он готов к познанию и деятельности. Получается, что лень – это упадок энергии, и есть естественные причины, почему так происходит. Вот они:
1Дети чего-то не делают, потому что просто не хотят.
Хотеть делать то, что на самом деле нужно кому-то другому, очень трудно. И в этом случае родителям необходимо искать хоть какую-то мотивацию. Большой ошибкой является обещание родителей за сделанные вовремя уроки, например, что-либо купить. Достаточно мотивировать совместной деятельностью, которая нравится ребенку. Для многих взрослых это непросто, проще же откупиться. Но впоследствии придется столкнуться с тем, что дите не станет ничего делать, если за этим не последует материальное подкрепление.
2 У детей отсутствует интерес. Каждый из нас наверняка не раз отмечал это в своей жизни. Если нам не интересно и тяжело, мы будем откладывать дело или мучительно искать силы, чтобы начать. Для наших сыновей и дочерей это особенно важно. Я часто наблюдаю за игрой детей. Заинтересованный ребенок свершит подвиги и свернет горы, скучающий не справится с элементарным. Задача взрослого – заинтересовать ребенка, это, конечно, труд, поэтому мы и переходим к тактике принуждения, чем окончательно убиваем любую энергию для дела.
3Большая часть энергии уходит на сопротивление принуждению.
Чем меньше принуждения в жизни ребенка, тем быстрее и радостнее он будет браться за дела.
4 Сильные чувства ребенка. Часто ребенок «ленив», потому что он не осознает свою тревогу. Например: боится учительницы, мамы, папы. Боится их реакции, оценки, гнева. Он находится в постоянном напряжении, на подавление страха, тревоги, злости уходят огромные силы. Поэтому мы видим лишь внешнее проявление, мы видим лень. В этом случае необходимо обратиться к психологу.
5Лень появляется при ожидании не-успеха, если не уверен в себе.
Даже для взрослых дело, не способное принести успех, быстро становится безнадежным. Ребенок, который не верит в себя и в свои силы, чаще всего отказывается браться даже за те дела, которые вполне способен выполнить. В этом случае знайте – ребенок избегает провала. Ситуация усугубляется, если дети слышат: «Не будешь учиться – получишь двойку, провалишься на экзамене, станешь неудачником, свинопасом и т. д.».
Непонимание и сопротивление
Ленивых детей не бывает. Есть дети, не понимающие, чего хотят, не нашедшие свой интерес, сопротивляющиеся нажиму, подавляющие свои чувства, не верящие в свои силы. И есть взрослые, которым проще сказать: «Ужас, какой лентяй!», чем поддерживать, разбираться с причинами и договариваться.
Что делать
- Верить в ребенка, в его способности, таланты, в его упорство, выносливость и трудолюбие.
- Знать, что все это есть в любом человеке, но часто маскируется под лень из-за ожидания неуспеха.
- Всегда можно найти в ребенке то, что ему удается лучше, искать и замечать поводы для радости.
- Не концентрироваться на детских неудачах и провалах.
- Разбираться с причинами, а не сваливать все в кучу.