В Калининграде прошло очередное занятие «Родительского клуба», который ведет Марьяна Безруких, академик Российской академии образования, лауреат Премии президента в области образования, директор Института возрастной физиологии (Москва). Речь шла о взаимоотношениях учителей и родителей.
- Сегодня конфликт между педагогами и родителями – явление частое. В чем причина?
- Эта проблема была всегда, просто сейчас она стала ярче, потому что изменилась жизнь: стало больше свободы для ребенка в семье, в школе исчезли многие рычаги давления. Вспомните, как многие из нас когда-то боялись, что их не примут в октябрята, пионеры, комсомол, как наши поступки разбирали на заседаниях комитета комсомола. Общество стало более свободным, как и в целом поведение ребенка – часто ни учителя, ни сами родители к этому не готовы.
К тому же и педагоги, и родители не всегда умеют адекватно оценивать себя, свои действия и порой не готовы идти на компромисс. Чаще всего все делается на эмоциях. У вашего чада появились проблемы, вы идете в школу, чтобы их решить? На словах – да, а фактически – чтобы поругаться и поставить учителя на место. То же самое и с другой стороны: учитель вызывает в школу и тоже не знает что сказать, кроме обвинений. А где в этой цепочке ребенок? Ведь проблема-то у него, а говорят и учителя, и родители о себе.
Еще один вариант ситуации, когда обе стороны встречаются и начинают жаловаться друг другу – на жизнь, на детей. И после разговора часто даже довольны его результатом – излили душу. Но опять же, вопрос: проблему решили, ребенку помогли?
- Как сделать диалог конструктивным?
- К нему нужно подготовиться. Если вы идете в школу, заранее договоритесь с учителем, а не приходите стихийно: у него есть свои дела и он тоже должен быть готов к встрече. Четко сформулируйте, а лучше даже запишите, о чем будете говорить и какого результата хотите добиться. Это правила для обеих сторон.
- Как часто надо ходить в школу?
- Только если есть конкретная проблема, которую вы хотите решить вместе с учителем. Это может быть и раз в год.
- То есть, если у ребенка хорошие оценки и педагоги меня не вызывают, можно успокоиться?
- Вы должны общаться с ребенком и понимать, что происходит в его жизни. Если все в порядке, зачем беспокоиться? Ну а если нет общения, оценки в дневнике не дадут никакой информации. Я вообще советую родителям забыть вопрос «Что ты сегодня получил?», а чаще спрашивать «Что было интересного?».
- Важно ходить в школу на собрания?
- Смотря, как они организованы. Если это место экзекуции родителей, что там делать? Собрание - для решения общих вопросов, но не частных. Все, что касается проблем, – наедине. Учитель не имеет права рассказывать плохое о ребенке, обсуждать его не в присутствии самого ребенка, других детей или других родителей. Кому ходить на собрания? Зависит от жизненной ситуации, но воспитание не должно ложиться только на одного из родителей. Это общее дело.