На страницах газеты вместе с психологами – специалистами в разных областях из Калининграда, Москвы и Санкт-Петербурга – журналисты «СК» будут разбирать конкретные ситуации (увольнение с работы, конфликт с ребенком и т. д.). Эксперты дадут общие советы, а также рекомендации по литературе на заданную тему.
Ситуация
Валера учится в восьмом классе, он не отличник, но показывает неплохие результаты.Начались летние каникулы, и парень целыми днями сидит за компьютерными играми. Не хочет гулять, встречаться с друзьями (говорит, что и так играет с ними по сети), куда-то идти. Родители беспокоятся за него и пытаются чем-то увлечь – предлагают пойти в пришкольный лагерь, поехать на море. Но Валера не слишком этим интересуется и реагирует на предложения без охоты.
Родители пытаются разобраться, как оторвать ребенка от любимого компьютера и нужно ли вообще это делать.
Сделайте партнером во взрослении
Елена Болдырева (Калининград), гештальт-терапевт, педагог-психолог, руководитель подразделения Центра диагностики и консультирования детей и подростков в Правдинске:
– Взрослому не нужно что-то придумывать за ребенка. Важно сделать подростка соучастником, партнером во взрослении, поиске интересных хобби и понимания себя. Подросток — еще не взрослый, но уже не ребенок. С ним можно и нужно разговаривать, договариваться, слышать его позицию и доносить свою (не как истину в последней инстанции, а как мнение для обсуждения).
В описанной истории надо задуматься, почему для подростка, которому в его возрасте должен быть интересен мир отношений, контакты со сверстниками, сидит у экрана. Может, он от чего-то убегает, получает там что-то важное для себя, своей самооценки, чего нет в его реальном мире?
А вот оторвать от компьютера или заставить больше не играть – плохая идея. У ребенка есть право выбирать и право на свое мнение. И нужно учиться договариваться с ним о том, что делать иногда придется, может, и не то, что хочется, но то, что необходимо (те же общие обязанности — в квартире, в школе и т. д.). Взрослые должны быть вежливыми, не требовать подчинения и того, чтобы ребенок сию секунду выполнял то, что просят. Ему нужно дать возможность доделать свои дела. Спросите, может ли он сейчас оторваться от своего занятия (даже если он просто смотрит фильм), объясните, что и когда вам нужно (например, купить хлеб в ближайшие 30 минут), и попросите это сделать.
Так вы четко проговариваете просьбу и даете время перестроить планы. Показываете, что в семье все строится не на подчинении, а на взаимодействии друг с другом. Стоит обсудить, что это нормально – желание чего-то «не хотеть», он имеет на него право. Но иногда в жизни приходится делать вещи, тратить на которые время и силы не очень хочется, но это может быть собственным выбором. Например, ради того, чтобы доставить радость близким (помыть посуду, хоть и не хочется, чтобы мама после работы могла отдохнуть).
У компьютерных игр есть и плюсы, и минусы
Марьяна Безруких (Москва), академик РАО, доктор биологических наук, профессор:
– Компьютерные игры имеют много плюсов. Они развивают творческий подход, для многих нужно собрать информацию, они требуют широкого кругозора, концентрации внимания, высокой степени организации деятельности. Часто дети играют онлайн в команде, а это подразумевает и другие навыки — умение взаимодействовать, делать что-то сообща, договариваться.
Важный момент – игры позволяют ребенку самореализоваться и получить быстрый достижимый результат, что часто недоступно в реальной жизни. Ведь можно заниматься учебой, готовиться – и не видеть прогресса. Опять же, полученный результат той же контрольной может вполне устраивать ребенка, но не удовлетворять педагога или родителей, и снова заинтересованность снижается. По-этому, общаясь с учителями, всегда советую им разбивать сложную задачу на кусочки, хвалить, чтобы ребенок получал удовлетворение на этапе. Тогда будет мотивация, ведь она поддерживается двумя факторами – интересом и успехом.
Конечно, есть у компьютерных игр и минусы, если это переходит в зависимость. Есть три основных признака, на которые надо обратить внимание: отсутсвие интереса к чему-либо еще, полная погруженность (ни еда, ни сон, ни прогулки не нужны) и когда зависимость отрицается. Беда в том, что у ребенка зависимость образуется быстро – так функционирует его мозг, если есть положительное подкрепление. И тут родителям важно быть бдительными и обращаться к психологам, если появились серьезные опасения.
Оторвать от компьютера Валеру или другого подростка будет сложно. Мы с коллегами проводили масштабные исследования в 2019–2020 годах по взаимодействию детей с гаджетами: они показали, что 5% годовалых малышей уже ими пользуются, а к 6 годам цифры вырастают до 95%.
Начинать разъяснять ограничения и правила нужно в первый раз, как вы даете ребенку в руки гаджет. Есть четкие правила: до 3–4 лет вообще не рекомендуется давать детям смартфоны или планшеты. Понятно, что поставить мультик удобно, но максимум на 15 минут. Похожее ограничение по времени стоит сохранять вплоть до младшей школы, выбирая при этом контент за ребенка. А вот в подростковом возрасте он уже сам должен уметь себя ограничивать, взрослые время и контент теперь только контролируют. Важный момент: не забывать делать перерыв каждые 40 минут (разминку, упражнения для глаз).
В 11–13 лет запрещать играть точно не имеет смысла. Или отбирать гаджет, чтобы он не сидел в нем часами, тоже – это вызовет только агрессию.
Отвлекать от компьютера следует потихоньку, сделал с вами что-то сегодня на полчаса – это уже хорошо. Самое действенное – личный пример. Можно сколько угодно предлагать ребенку заняться спортом, сходить в поход и т. п., но, если вы сами по вечерам и в выходные сидите у экрана, сын или дочь вряд ли будут вести себя иначе.
Опять же, имеет значение, хочет ли ребенок проводить с вами время. Если вы вместе поехали на море, но занимаетесь там своими делами, а он предоставлен сам себе, смысла в таком варианте тоже нет.
Что почитать
- Заряна и Нина Некрасовы «Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним потом делать. Пособие для родителей» (18+)А. Фабер, Э. Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» (16+)
- Л. Петрановская «Если с ребенком трудно. Л. Петрановская» (0+)
- К. Прайор «Не рычите на собаку» (16+)
- Ди Снайдер «Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни» (16+)
- Давна Лемиш «Жертвы экрана» (16+)
фото из архива «СК» и героев материала, иллюстрация Софьи Симачевой
цитата,, :
:Гаджетами пользуются 5% годовалых детей
поделиться