А правды обычно они могут добиться лишь в суде. Но подобные тяжбы – дело долгое, затратное, не каждый ввяжется, чем и пользуются горе-управ-ленцы. На любые взывания о помощи к властям последние лишь руками разводят, мол, не имеем рычагов влияния на частный бизнес.
Жалобы выросли вдвое
При этом ситуация в области не такая радужная. По словам Елены Серой, врио министра регионального контроля (надзора), управление домами вызывает множество жалоб и нареканий со стороны собственников.
А этих самых домов по всей области – почти 30 тысяч.
– На рынке услуг по управлению жилищным фондом усиливаются негативные тенденции, – сообщила Елена Серая 6 апреля на заседании региональной Общественной палаты. – УК снижают качество обслуживания домов, растет их задолженность перед ресурсоснабжающими организациями. Практика взимания с населения платежей все больше приобретает признаки действия противоправного, а в отдельных случаях и криминального характера.
По словам Елены Серой, в области отмечается рост обращений граждан в полицию, прокуратуру и жилищную инспекцию (теперь она часть министерства контроля). А не добившись правды на месте, народ пишет в Госдуму и президенту.
– В 2016-м поступило 8564 обращения граждан, а в 2015-м их было 4500. То есть число жалоб выросло в два раза, – рассказала Серая. – Это свидетельствует о неблагополучии в этой сфере.
Директор, бухгалтер – и всё
По словам врио министра, ее ведомство провело анализ управляющих организаций, и он показал, что если раньше УК сами исполняли договоры управления, имели для этого все ресурсы (финансовые, кадровые, материальную базу), то теперь наметилась другая тенденция.
– Многие УК становятся посредниками, – рассказала Елена Серая. – Зачастую в штате есть директор, бухгалтер и, может быть, инженер. Остальные сотрудники на аутсорсинге либо привлекаются по договорам подряда. Но ставка на подрядные организации не выдерживает критики из-за недостаточной развитости рынка такого рода услуг и слабости ресурсной базы обслуживающих организаций. К тому же практика перепоручения работ и их выполнение по договору влечет необоснованное увеличение платы за эти услуги. А если они выполнены некачественно, то потом бывает сложно найти организацию, которая их оказала.
Выдать могут, отозвать – нет
При этом уже два года в области УК могут работать, только если получат лицензию от органа власти. На сегодня у нас лицензированы 254 организации.
– А вот права отзыва лицензии у нас, к сожалению, нет, – говорит Серая. – Это пробел в законодательстве. И чтобы через суд аннулировать лицензию УК, уходит почти 12 месяцев! Все это время компания продолжает собирать деньги с граждан, используя их для своих личных целей и не выполняя те работы, что должна выполнять. И мы с этим ничего сделать не можем.
По словам Елены Серой, исправить ситуацию помог бы закон, наделяющий муниципалитеты отдельными госполномочиями в сфере контроля УК, в том числе возможностью проверять размер платы за содержание и ремонт жилья, коммунальные ресурсы и т. д. Сегодня органы местного управления не имеют на это права.
– Мы подготовили предложения, чтобы через наше законодательное собрание внести их в Госдуму и изменить федеральное законодательство. Передача полномочий на места позволит муниципалитетам оперативно реагировать на нарушение УК требований жилищного законодательства, а также оперативно проводить проверки по жалобам и обращениям граждан. Тем самым сократятся сроки устранения нарушений.
По мнению Серой, контролировать и иметь влияние в сфере ЖКХ муниципалитетам, как говорится, сам бог велел. Мэрия или районная администрация ближе к людям, там хорошо знают ситуацию в расположенных на их территориях домах и УК, кроме того, такие предприятия, как «Теплосеть», «Водоканал», как раз подведомственны органам местного самоуправления и т. д.
– Жалоб на ресурсоснабжающие организации тоже очень много, – сказала Елена Серая.
К слову, подобный опыт передачи полномочий уже есть в Удмуртской республике, Волгоградской и Владимирской областях. Пришедшие на заседание Общественной палаты главы многих муниципалитетов в принципе согласились, что от законопроекта будет польза. Только людей государевых волновали вопросы – нужно ли будет выделять для этой работы в администрации отдельных специалистов? Причем в некоторых районах УК – единицы. И жалоб меньше. К примеру, из Мамоново в жилищную инспекцию за год обратились всего трижды.
– Да, в Калининграде – сотня УК, а есть муниципалитеты, где их всего две-три, – высказался бывший глава комитета городского хозяйства Сергей Мельников, а ныне врио главы администрации Балтийска, – и не сработаться с ними – это как заблудиться в трех соснах. Но, с другой стороны, не все жители отдаленных районов области поедут в Калининград жаловаться на УК. Им удобнее решить проблему в своем муниципалитете.
Сейчас работа с законопроектом идет в облдуме. По словам Елены Серой, все поступившие от глав муниципалитетов замечания и предложения также будут переданы туда. Высказать свое мнение о законопроекте могут и другие желающие. Время для этого еще есть.
Только цифры
Состояние жилищного фонда в области
В городах области – 20,5 млн кв. м жилищного фонда.
Это 75,6 тыс. жилых домов, из них:
- индивидуальных – 46,1 тыс.
- многоквартирных – 29,5 тыс.
- До 1995 года – 65,5 % (из них до 1971 г. – 33,9 %).
- До 1946 г. – 21,6 %.
Треть от всех домов – от 31 % до 65 %.
более 7 % домов – 66 % и выше.
Какие дома преобладают
52,2 % – кирпичные.
38,9 % – деревянные.
6,6 % – смешанные и прочие.
Аварийные и ветхие дома
2,1 % по всей области.
На что чаще всего жаловались в 2016 г.
Провели 4447 проверок, завели 615 дел об административных правонарушениях, выявлено 7881 нарушение.
Из них:
- 5520 (70 %) нарушений связаны с ненадлежащей технической эксплуатацией дома и непроведением текущего ремонта жилищного фонда.
- 8,228 млн рублей – штрафы, наложенные на УК-нарушители.
И сегодня жители, недовольные управляющими организациями, по привычке жалуются в органы власти, а там руками разводят
поделиться