В шестидесятые годы здесь был построен длинный дом с небольшими комнатушками. Разные люди в нем жили за это время. Были и те, кого в не самое уютное жилище поселили временно. Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Среди таких – 90-летняя Евдокия Соболева.
Удобства изначально не предусмотрены
– Меня сюда из поселка Ульяновка поселили на время 52 года назад, все обещаниями кормили, что переселят в жилье получше, – рассказала она корреспондентам «СК». – Так моя жизнь и прошла в этих трущобах. Так и не пожила я в условиях получше.
Сын Евдокии Ивановны как может помогает. Вместе с женой провели в квартиру водопровод, сделали санузел и даже ванну. Хотя ничего этого, в том числе центрального отопления, в доме изначально не было предусмотрено. Ну временный же барак.
– Потому и контингент здесь разный в свое время жил. Были и бывшие заключенные, и асоциальные товарищи. И все к дому относились, как к бараку, – рассказывают местные жители.
А потом наступила пора привати-зации. И в 9 квартирах из 14 люди стали собственниками.
– Нам стали говорить, что нужно срочно приватизировать свое жилье. Будет хоть и плохонькое, но свое. Иначе без всего останемся, – рассказывает жительница Лесной, 2, Валентина Смоликова. – У меня в этом доме сыну-инвалиду квартиру от муниципалитета дали, когда он в очереди 12 лет отстоял как льготник. Потом он умер, и сейчас в эту квартиру должен вернуться после армии его сын, мой внук. Но посмотрите, куда ему возвращаться? Крыша в доме много лет течет, перекрытия сгнили, все удобства на улице. Недалеко от дома газовую трубу проложили, но к нам ее даже и не подводят. Кто соорудил себе обогреватель, кто печку угольную справил. Каждый раз, ложась спать или уходя, боимся, что беда случится. Из-за боязни не успеть выбежать по длинному коридору и сгореть некоторые жильцы из своих квартир сделали отдельные выходы на улицу.
Самое обидное, говорят люди, что, как и все, здешние жители должны платить ежемесячный взнос на капитальный ремонт.
– А срок самого капремонта для нашего дома установлен на 2025–2034 годы. Смешно! Мы думаем, что до этого времени дом вообще разрушится. Его бы по-хорошему признать аварийным.
И, надо сказать, такие попытки были. Еще в 2013 году после обращения жителей к депутату облдумы Олегу Шлыку (он и сегодня представляет Багратионовский район, к которому относится Ладушкин. – Прим. авт.) порекомендовал тогдашнему главе Ладушкина «решить вопрос о возможности признать дом аварийным и включить его в областную целевую программу «Переселение граждан из аварийного жилья».
Проблема глубже
На днях в правительстве области отрапортовали об успешном окончании этой самой программы. По данным государственной корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ», наша область – второй регион в России, где досрочно и в полном объеме справились со взятыми на себя повышенными обязательствами по переселению. К примеру, в Гвардейске за последние три года из аварийного жилья расселили 56 семей. А в Ладушкине, к сожалению, воз и ныне там. Хотя еще в 2009 году дом на Лесной, 2, обследовали специалисты БТИ и вынесли свой вердикт: физический износ здания уже на тот момент составлял 63%. С тех пор уж семь лет прошло, здание лишь разрушалось. По словам депутата местного горсовета Виктора Гнута, в Ладушкине таких домов несколько.
– Подобный дом есть и на ул. Победы, 8, – говорит Виктор Гнут. – У немцев там был соляной склад, который в 1950-е годы надстроили и переделали под дом. Даже сегодня высолы разъедают масляную краску и выступают наружу. Фундамент разваливается. Несмотря на то, что в доме два этажа и 14 квартир, все удобства – на улице.
При том ни дом на Лесной, ни на Победы на сегодня не признаны аварийными. Наверняка и… не будут.
– Проблема в том, что Ладушкин почти полностью попадает под действие запретной зоны при объекте Вооруженных сил РФ. Она распространяется на 3 километра вокруг расположенной в окрестностях города воинской части, – объяснил депутат. – И по закону здесь строить нельзя. Соответственно, наш муниципалитет не может возводить дома и переселять туда жителей аварийных зданий. И переселить людей для этих целей в другие муниципалитеты мы также по закону не имеем права.
Выходит, что жители Лесной, 2, являются заложниками ситуации. Ведь если власти признают их дом аварийным, то людей надо переселять, а куда?
– В отличие от других муниципалитетов мы даже бизнесу не можем землю давать в аренду, тем самым пополняя наш бюджет. Что уж говорить о каком-то строительстве? Сами мы не справимся, – говорит глава городского округа и председатель горсовета Татьяна Ковтун. – Нам нужна помощь правительства Калининградской области в этом вопросе.
Депутаты говорят, что и в целом дальнейшее развитие округа без снятия статуса запретной зоны невозможно.
– Сегодня, к примеру, много говорится о развитии в нашей области санаторно-курортного отдыха, – говорит Виктор Гнут. – Ладушкин просто создан для того, чтобы здесь появился санаторий. По экологическим параметрам мы на втором месте после косы. У нас благодаря близости залива мягкий климат, удачная роза ветров.
Недаром и у немцев здесь был санаторий для летчиков Люфтваффе. А уже в советское время заповедник.
Сносить и строить
Не так давно в Ладушкин, на улицу Лесную, приезжала рабочая группа региональной Общественной палаты.
– Решения проблемы с запретной зоной, конечно, на сегодня у нас нет – прокомментировала ситуацию член Общественной палаты Ольга Аринцева. – Но как вариант можно рассмотреть такую ситуацию: переселить людей в маневренный фонд. А за это время снести старый дом, найти инвестора, который бы на том же месте построил дом большей этажности и часть квартир отдал бы жителям старого дома. Остальное бы продал по коммерческой цене. Но, безусловно, сначала надо просчитать экономику вопроса. Второй вариант – переселить людей в другой муниципалитет, как говорится, в порядке исключения. Возможно, для этого придется внести изменения в нормативные акты. Но в любом случае эту проблему надо решать. И без помощи правительства области здесь, действительно, не обойтись.
Валентина Смоликова (в центре): «Все эти годы люди в доме как могли приспосабливались. Живем в здании, требующем ремонта, без воды, газа, отопления»
Евдокия Соболева: «Дети постоянно ремонтируют, но потолок от влажности провисает и чернеет»
поделиться