28 сентября министры правительства Георгия Бооса уйдут в отставку. Среди них — руководитель регионального агентства по спорту Ирек Гимаев. Но он, в отличие от многих коллег, к исполнению своих обязанностей уже не вернется.
В контексте такого кадрового решения нового губернатора Николая Цуканова встает вопрос: как развивались физкультура и спорт в Калининградской области за истекшие 5 лет?
Специалисты оценивают спортивные итоги региона как весьма неоднозначные. Вот что рассказал Виктор Пельменев — профессор, декан факультета физической культуры и спорта РГУ им. И. Канта, заслуженный тренер РФ и заслуженный работник физической культуры РФ.
Две стороны одной медали
Заметим, что Виктор Константинович уже 27 лет возглавляет факультет физкультуры и спорта, большинство калининградских спортсменов и тренеров — его питомцы.
— Я бы оценил итоги работы в области спорта с двух позиций. Во-первых, нельзя не отметить усилия Георгия Бооса в плане создания спортивной материальной базы. Скажу так: средства, которые выделены на строительство спортивных объектов, все, что появилось у нас за 5 минувших лет, превосходит по масштабам созданное в Калининградской области начиная с 1950 г. В частности, проведен капитальный ремонт споркомплекса "Юность" в Калининграде, построены физкультурно-оздоровительные комплексы в Пионерском, Светлогорске, Гусеве, Калининграде, возведен комплекс с бассейном и многофункциональным спортзалом для нашего университета. Замечу, что многие объекты построены благодаря финансированию, которое "выбивал" лично губернатор. Например, многофункциональный спорткомплекс "Янтарный" на Сельме почти полностью профинансировала Федерация волейбола РФ во главе с Николаем Патрушевым.
— Насколько эффективно использовались эти средства?
— Говоря об эффективности работы в области физкультуры и спорта, я напомню, что начиная с 1997 г. в нашей области последовательно принимались программы развития массового спорта, которые предусматривали решение целого круга социальных проблем. Среди них — развитие детского, молодежного и любительского спорта, продвижение физкультуры как средства оздоровления и повышения функциональных возможностей самого широкого круга калининградцев. И, наконец, как вершина такой пирамиды — развитие спорта высоких достижений. Мы исходили из того, что расходы на физкультуру с лихвой окупаются: люди меньше болеют, растет средняя продолжительность жизни, а молодежь уходит с улицы. Однако сейчас эта понятная система нарушена и у меня есть опасения, что в ближайшие 3–4 года мы почувствуем негативные последствия перемен. Первые признаки уже есть: во время прямого моста с губернатором Боосом жители Советска жаловались на высокую плату для детей, которые посещают секции в местном ФОКе.
Гладко было на бумаге
— Позвольте, Виктор Константинович, но в отчете агентства по спорту сообщается, что "количество людей, регулярно выполняющих физические упражнения, выросло за последние 5 лет почти на 54%"?
— Это отчет. И когда нам говорят о наших чемпионах мира, Европы и Олимпийских игр, не надо забывать, что спортсмена международного класса надо готовить 7–9 лет и это результат работы прежних руководителей калининградского спорта.
Вернемся к отчету. Что значит "люди, регулярно выполняющие физические упражнения"? Сколько их? Кто их тренирует? Как используется потенциал выпускников факультета физкультуры РГУ? Сложилась парадоксальная картина: нащи молодые специалисты в недостаточной мере привлекаются для работы в детских спортшколах, а средний возраст калининградских тренеров — около 57 лет, и мы рискуем потерять кадровую преемственность. Кстати, стимула работать в области у молодежи мало хотя бы потому, что зарплата начинающего тренера 7–8 тыс. руб. Неудивительно, что мы теряем перспективных специалистов. Например, наш выпускник Владимир Павлов сейчас работает в Москве, признан лучшим тренером РФ по теннису. И ладно бы ребята уезжали в Россию — было б не так обидно: недавно родители одного из наших выпускников пришли на факультет и благодарили за сына. Он уехал в США, тренирует местных спортсменов. Купил квартиру, имеет прекрасные условия для работы…
— Как вы оцениваете перспективы наших главных команд — футбольной "Балтики" и волейболистов "Динамо-Янтарь"?
— Молодые спортсмены должны видеть перспективы роста, и в этом отношении существование этих команд нужно приветствовать. Однако здесь есть нюансы. Если волейболистов финансируют в основном спонсоры, то "Балтика" из бюджета области в этом сезоне получила около 90 млн руб. — почти в 5 раз больше, чем все финансирование физкультуры и спорта в прошлом году! Второе: сегодня спортклуб "Динамо" на базе нашего факультета создал команду дублеров для "Динамо-Янтарь" — есть уверенность, что многие из молодых волейболистов заиграют в профессиональной команде. А что происходит с "Балтикой"? Мы покупаем дорогих футболистов, но при этом развалили "Балтику-2", команду юниоров, которая побеждала на первенстве РФ. Теперь ребята из той команды разъехались по стране, играют в командах мастеров.
— Как, на ваш взгляд, можно изменить ситуацию?
— Требуется понимание, что физкультура — это целая отрасль, которая нуждается в системной работе. Решения нужно принимать с учетом мнения специалистов и не относиться к физкультуре, как к некоему рекламному щиту области. Кстати, не хотелось, чтоб была допущена ошибка в подборе кандидатуры руководителя спортивного ведомства региона. Это должен быть не только спортсмен, но и специалист, знающий проблемы и подводные камни в организации этой работы, управленец и организатор. Кадровые ошибки, как выяснилось, нам обходятся слишком дорого.