Так поступил калининградец Анатолий Степанов*. После ремонта в его дорогом гаджете появился недостаток, а продавец отказался его устранять или возвращать деньги, и тогда он обратился в суд и выиграл!
Постоянный клиент тоже плачет
В марте 2016 года Анатолий Степанов купил у индивидуального предпринимателя – продавца мобильных телефонов смартфон марки «Sony» за 37 000 рублей. Пожалуй, стоит уточнить, что Анатолий у ИП был клиентом постоянным, а приобретенный гаджет – уже шестым. Он несколько лет вместе с женой, как только выходила новая модель, ее сразу же покупал. Возможно, эта идиллия продолжалась бы и дальше, если бы не... Но обо всем по порядку.
На купленный Анатолием смартфон «Sony» была установлена годовая гарантия. Но почти сразу покупатель обнаружил недостатки: был слышен треск в наушниках, возник люфт дисплея. Тогда он обратился к продавцу и сообщил об изъянах телефона. ИП выполнил гарантийный ремонт смартфона, но на этом неприятности Степанова не закончились.
– После ремонта корпус злополучного телефона перестал быть герметичным из-за неправильной посадки задней крышки гаджета, – рассказывает представлявший интересы мужчины в суде адвокат Калининградской региональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей «СТАНДАРТ КАЧЕСТВА» Сергей Чернев. – То есть сотовый перестал быть водостойким и защищенным от пыли. Но именно эти качества (они значатся в руководстве по запуску. – Прим. авт.) были определяющими для Анатолия при выборе смартфона! Несколько раз он обращался к предпринимателю с просьбой решить возникшую проблему, но и после следующего затем ремонта неисправность так и не была устранена. В очередной раз Степанов с этой же просьбой обратился к продавцу в апреле 2017 года, но предприниматель отказался ремонтировать телефон, сославшись на то, что гарантийный срок у товара истек. Возмущенный мужчина направил продавцу претензию, но его требования так и не были удовлетворены. Тогда Анатолий Степанов обратился за помощью к нам. Мы помогли составить иск и представляли его интересы в Московском районном суде.
Была нарушена герметичность
Изучив материалы дела и представленные доказательствами, суд пришел к следующему:
Согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за него суммы или его замены.
Согласно заключению эксперта дефектов в работе основных систем телефона не обнаружено, за исключением нарушенной герметичности. А она возникла из-за некачественно проведенной работы по установке задней панели корпуса телефона. Этот изъян и не позволял мужчине пользоваться устройством.
По ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого тот не использовался. По условиям договора гарантия истекала 4 марта 2017 года. Но поскольку продавец устранял недостатки гаджета, то гарантийный срок на него продлевался на время ремонта, а именно: истец последний раз передал телефон продавцу 24 января 2017 года, а возвращен он был ему только 15 мая.
Кроме того, Степанов имел право отказаться от исполнения договора и потребовать возврата денег, потому что недостаток смартфона (нарушение герметичности) был обнаружен неоднократно и проявлялся вновь после его устранения.
Поскольку ответчик нарушил права потребителя и не удовлетворил его требования в установленный законом срок, то с продавца необходимо взыскать неустойку, компенсацию морального вреда и штраф на основании Закона РФ «О защите прав потребителей».
В итоге Московский районный суд вынес решение расторгнуть договор купли-продажи, заключенный между Анатолием Степановым и индивидуальным предпринимателем, взыскать в пользу покупателя
37 000 рублей – стоимость смартфона, 62 530 рублей – неустойку, 5 000 рублей – компенсацию морального вреда, 26 132 рубля 50 копеек – штраф, всего – 130 662 рубля 50 копеек.
А также взыскать с ИП в пользу «Общества защиты прав потребителей «СТАНДАРТ КАЧЕСТВА» штраф в размере 26 132 рубля 50 копеек.
– Пока решение не вступило в законную силу, и у продавца есть возможность подать апелляцию, – подытоживает адвокат Сергей Чернев. – Но меня больше всего удивляет то, что продавец не пошел навстречу даже не просто покупателю, а постоянному клиенту, по сути, регулярно приносящему ему самому солидный доход.
* Имя изменено по просьбе героя публикации
Совет юриста
Если неисправность гаджета обнаружили уже дома
Консультирует юрист Андрей Касаткин:
- Составьте письменную претензию в двух экземплярах (один оставите себе) и возвратите гаджет продавцу. Он должен подписать претензию. В случае отказа направьте ее заказным письмом с уведомлением о вручении.
- В течение 10 дней вам должны вернуть деньги. За каждый день просрочки – неустойка в размере 1% от цены товара.
- Продавец отказывается принимать обратно гаджет и говорит, что вы его сломали. В этом случае продавец обязан за свой счет провести экспертизу, которая сделает вывод – почему и из-за кого вещь не работает.
- Продавец не принимает товар обратно: обратитесь к независимому эксперту. Если он подтвердит, что телефон неисправен, подавайте иск в суд.
- К вашему иску приложите претензию, заключение специалиста, документы, подтверждающие различные расходы, связанные с подачей иска. Госпошлину в этом случае платить не придется.
Общество по защите прав потребителей «СТАНДАРТ КАЧЕСТВА» консультирует бесплатно по защите прав потребителей по направлениям:
- некачественный товар;
- некачественное оказание бытовых услуг;
- жилищно-коммунальные услуги;
- ремонтно-строительные услуги;
- покупка и продажа недвижимости;
- туристические услуги;
- медицинские услуги;
- транспортные услуги.
Адвокат Сергей Чернев представлял в суде интересы пострадавшего от действий продавца дорогих телефонов калининградца
поделиться