
Черняховск - город контрастов. Так и хочется вспомнить цитату из известного фильма, проезжая по улочкам городка. С одной стороны, современные дома и благоустроенные дворы, с другой - разваливающиеся аварийные строения, из которых люди не могут съехать годами.
Бывшее общежитие
Надежда Макроусова живёт в доме по ул. Портовой, 1а, в Черняховске тридцать один год. Когда-то это было общежитие авторемзавода, где работал её муж. Пока здание относилось к предприятию, там регулярно делали ремонт в помещениях общего пользования. Сначала работникам выделяли по одной комнате, потом директор распорядился дать семьям по две комнаты.
В 2014 году строение передали муниципалитету. С тех пор дом ремонта не видел. Никогда и никакого. Здание 1980 года постройки ветшало, сырело, разваливалось на глазах. Потом произошёл пожар - дым заметили дети поздно вечером. Вода, текущая с крыши, попала на электросчётчик, всё коротнуло. Едва успели потушить, и около двух недель семьи сидели без света.
- Нам и тогда никто не помог. Всё было черное. Мы сами белили в подъезде, красили стены, очищали от гари, - вспоминает Надежда.
По провалившимся полам осторожно идём на кухню первого этажа. Всё помещение мокрое и буквально чёрное от плесени. Сквозь окна просачиваются сырость и холод.
- Зимой надеваешь штаны, кофту, халат и в плед закутываешься. И всё равно готовить тут невозможно - лютый холод пробирает, - показывает журналистам кухню Надежда.
Идём дальше в тёмный конец коридора, где, оказывается, размещены санузлы. Справлять нужду, мыться пока приходится в темноте - из-за протекающих потолков и стен лампочки в помещении выходят из строя за несколько минут. Устали менять и стали пользоваться фонариками в телефонах.
- Недавно тут внука моего чуть не пришибло куском штукатурки, - рассказывает Надежда. - Он только из туалета вышел, сразу кусок упал. Приехали из администрации, посмотрели, сказали, мол, железные балки держатся - значит, ничего не завалится.
Разваливается на глазах
Светлана Норд - единственный собственник из всех квартир, у остальных жильё в социальном найме. Многодетная мама, детей воспитывает одна. Один сын на СВО, двое детей имеют инвалидность по заболеванию астма.
Когда-то она купила эту квартиру за маткапитал.
- Нам сейчас самим никакого смысла нет делать ремонт. Крыша течёт, всё пузырится, материалы на стенах не держатся, - говорит женщина.
Астму двоим её детям поставили в довольно раннем возрасте, не исключено, что сказалось проживание в полностью заплесневелых помещениях.
- Когда я покупала квартиру, всё выглядело прилично, - говорит Светлана. Ремзавод за состоянием помещения следил. А сейчас полное забытьё от нового собственника - муниципалитета - привело к тому, что дом разваливается на глазах.
Бывшее общежитие одной стеной примыкает к историческому зданию - поместью «Альтхоф», вернее, к господскому дому этого поместья. Даже несмотря на запущенный вид, читается изысканная архитектурная канва здания. И, кстати, буквально до последнего времени здесь тоже жили люди - их дом всё же смогли признать аварийным и семьи расселили.
Идём на задний двор. Там своя достопримечательность - берёза, растущая на крыше. Жители пытались её вырубать, но бесполезно, дерево глубоко пустило корни и разрушает крышу. Растёт, кстати, над тем самым туалетом, где штукатурка едва не обвалилась на мальчика.

Жалобы подтвердились
Несмотря на всё перечисленное - дыры в полу, в крыше, чёрные от плесени стены и зазоры между стеной и оконными рамами, стоящая перманентно вода в подвале, изничтоженная влажностью проводка, дом отказываются признавать аварийным.
В 2024 году на заявление Надежды Макроусовой о признании дома аварийным и подлежащим расселению ответили, что межведомственная комиссия Черняховской администрации «приняла заключение об отсутствии оснований для признания многоквартирного жилого дома № 1а по улице Портовой в Черняховске не пригодным для проживания». Этот ответ был получен 5 августа 2024 года. А уже 14 августа из администрации прилетело сообщение, что на заседании межведомственной комиссии принято решение о признании дома ограниченно-работоспособным.
При этом проведённое обследование сотрудниками отдела жилищного фонда подтвердило все жалобы жильцов, чему имеется письменное подтверждение в ответе администрации, - полы гнилые, проваливаются, стены обшарпанные, штукатурка осыпается, деревянные оконные проёмы сгнили, отсутствует частично остекление, потолок протекает, стены мокрые, оголённые провода в местах намокания стен. «Снаружи здания фундамент разваливается. Местами наблюдается выпадение кирпичной кладки. Крыша протекает. В жилом помещении проживать не безопасно».
Несмотря на вышеописанное, муниципалитет до сих пор не заказал техническое заключение о признании дома аварийным. На двери подъезда красуется уведомление собственника помещения о проведении общего собрания в форме очного голосования. Основная тема собрания - согласие собственников жилых помещений дома о заказе технического заключения о признании дома аварийным за счёт средств собственников жилых помещений.
И тут напомним важный нюанс: единственный собственник одной квартиры в этом доме - мать-одиночка с шестью детьми, владелец остального жилья - муниципалитет.