Юрист по образованию и фермер в третьем поколении Виталий Серов переехал в Калининградскую область и стал здесь первым промышленным производителем арбузов. За три года урожай вырос в полсотни раз — от 300 кг до 15 тонн.
Когда бывший следователь и выпускник юрфака Виталий Серов переехал из Киргизии на Балтику, он не думал о службе в полиции или карьере чиновника. Вместо этого он расчистил заброшенный участок в Зеленоградском районе, поставил две теплицы под огурцы и помидоры и высадил в грунт двести ростков арбузов. Так он начал дело всей своей жизни заново. Сегодня его бахча даёт десятки тонн урожая, а сам он первым в регионе доказал, что сладкие арбузы можно выращивать и на Балтике. В гостях у фермера побывали корреспонденты «Страны Калининград».
«Родился на грядке арбузной»
Хозяйство Серова на первый взгляд скромное: две теплицы, пара деревьев, розы у дома и поле — до горизонта. В междурядьях наливаются капустные кочаны, а под ногами круглятся полосатые и тёмно-зелёные шары. Это и есть первые калининградские «арбузы промышленного масштаба».
На Балтику Виталий приехал с твёрдой уверенностью, что любимая культура не подведёт. Но к его идее сначала отнеслись с недоверием.
— Пришёл в администрацию, — вспоминает фермер, — говорю, я арбузы могу вырастить. — Мне в ответ, у нас в области арбузы не растут!
Это его не остановило. Вскоре он нашёл и выкупил два гектара земли. Расчищал заросли кустов и диких яблонь сначала практически вручную, с одним мотоблоком.
— Кто родился на грядке арбузной, тот иначе не может! — смеётся фермер.
С самого детства он всё свободное время проводил на бахче, так что другого пути просто не было. Его отец Сергей Михайлович — бывший дальнобойщик, а теперь главный помощник — подтверждает: «Трудяга он, трудяга».
Мать Виталия родом из семьи потомственных корейских фермеров, когда-то переселённых в Центральную Азию с Дальнего Востока. Теперь у Серовых четверо собственных детей, старшие уже помогают. Но разделить карьеру в сельском хозяйстве пока, кажется, не торопятся. А вот родители со старшим сыном до сих пор в строю. Хоть и вздыхает Сергей Михайлович порой:
— В деда пошёл! Всю жизнь на полях, на полях. Университет закончил! Нет, не хочет работать. На поле, говорит, свободнее, чем там.
Интуиция не подвела
На вопрос, что он в жизни любит больше всего, Виталий отвечает немного обескураженно: «Так работать!»
День фермерской семьи начинается в пять утра. Завтрак — иногда только чай — и сразу к делу. Работают до восьми вечера, без выходных. Два месяца передышки, ноябрь и декабрь, и снова, по тому же извечному кругу. Но это всё не в тягость.
— Когда дома сижу, у меня душа неспокойна. Приезжаю сюда — сразу легче становится, — объясняет Виталий.
Сейчас у Серова два гектара своих, ещё несколько в аренде. В прошлом году фермер получил грант Минсельхоза «Агростартап», купил технику и увеличил посевные площади.
— Всё благодаря трактору и начало здесь двигаться, — объясняет он. — А так я вот с мотоблоком прыгал здесь. Две недели впахивал, мучился.
Постепенно ему стало понятно, что интуиция не подвела. Арбузы на Балтике при умелом уходе чувствуют себя как дома. Если в первый сезон он собрал с пары соток всего 200 или 300 килограммов, то в этом году две тысячи кустов принесли порядка десяти тонн! И ещё около пяти, по его прикидкам, дозреют за первые недели сентября: если солнышко хоть немного нас порадует.
Арбузы хотят на ручки
Выращивает Серов сейчас арбузы двух сортов: «атаман» и «мулат». Первый — полосатый и крупный, до 10 кг, второй — почти чёрный, сладкий и сочный, но помельче, весом около шести. Оба устойчивы к грибку и другим болезням и хорошо себя зарекомендовали в холодном климате, даже на Алтае.
На рынке ему ещё приходится иной раз слышать, что местный арбуз сладким быть не может по определению. Но те, кто попробует, нередко возвращаются.
После недавних дождей дорогу к полю развезло так, что до бахчи не добраться даже с тележкой. Арбузы выносят с гряд вручную — по две штуки за раз, пешком по 300–400 метров в один конец. И так — десятки ходок. Но рабочие не жалуются. «Хороший у нас хозяин, я довольна!» — смеётся черноглазая Саида Маяускайте.
«Я с ними разговариваю»
Секреты бахчи, накопленные за три десятилетия среди арбузов, фермер хранит и применяет на практике. А вот все хрестоматийные тонкости выбора вкусного плода, по словам Виталия, стоят немного. Во-первых, какие-то из них, например, сухой хвостик, имеют смысл, только пока плод на грядке. Во-вторых, даже знаменитый отзвук при щелчке зависит от массы причин и может различаться у разных сортов.
А многое, по его словам, объяснить на пальцах просто невозможно. Ну да, поливают только тёплой водой из пруда, не используют химикаты. Но главное — не это.
— Я их чувствую. Разговариваю с ними. Слышу, — признаётся Виталий.
Сам он арбузы почти не ест: «Сыт одним видом». Но знает: на следующий год обязательно высадит уже пять тысяч кустов. Потому что иначе просто не может.