12:35

Флот был общим домом, дружным и весёлым - как жили семьи военных моряков в Советском Союзе

В это воскресенье, 27 июля, в России празднуют День Военно- морского флота. В нашей семье этот праздник был одним из главных.

Каждый год мы обязательно вместе с отцом бывали на парадах - в Лиепае, Таллине, Ленинграде. Вся жизнь моих родителей была связана с военным флотом. Отец, Владимир Михайлович Бывальцев, ушёл на пенсию в конце восьмидесятых прошлого века капитаном 1 ранга в отставке  с правом ношения формы. Мама, Анна Андреевна, всю жизнь следовала за мужем из гарнизона в гарнизон. 

Владимир Михайлович и Анна Андреевна Бывальцевы  | Фото: семейный архив
Владимир Михайлович и Анна Андреевна Бывальцевы. Фото: семейный архив

Отец познакомился с мамой в 1953 году, будучи курсантом Высшего Военно-морского училища связи им. Попова в Петергофе. Аня была местной, училась на курсах бухгалтеров и работала. Оба из больших семей, папа даже не сказал об этом невесте, жили трудно, бедно. Родители поженились, папа получил диплом, а мама променяла  престижную ленинградскую прописку на скитания по местам службы мужа. 

Сначала приехали в Балтийск закрытой тогда Калининградской области. Мама носила под сердцем старшую сестрёнку. В теплушке уехали в Германию с грудничком на руках. Там на катерах отец участвовал в разминировании водных акваторий. Мама много рассказывала о суровом быте тех времен: война недавно закончилась, жить часто приходилось в казармах и общежитиях. В польском городе Свиноустье спустя пару лет родилась и я. Младшая сестрёнка появилась на свет уже в Янтарном спустя шесть лет. Папа очень хотел сына, а получилась большая женская команда. Местом рождения всех нас записали Балтийск. 

Папа начал службу с дивизионного связиста подразделения «больших охотников», а закончил начальником связи соединения флота. На парадном кителе - пятнадцать медалей и два ордена. И золотистый кортик - гордость морского офицера. В детстве мы часто тайком его доставали из шкафа, чтобы полюбоваться, как в музее.

Любимое занятие отца - грибная тихая охота  | Фото: семейный архив
Любимое занятие отца - грибная тихая охота. Фото: семейный архив

Мы с сёстрами выросли на флоте, на черно-белых фотках прошлых лет - морские парады, корабли, подлодки и «усатые няни» в бескозырках с дочками командира на руках. До сих пор помню вкус шоколада, на подводных лодках им угощали до отвала. 

В первый класс я пошла в Приморске. Отец служил командиром части. В Колосовке тогда стояли два двухэтажных здания для семей и казарма. Сейчас там учреждение для молодёжи - и мало что изменилось. Был забавный случай. Младшая сестра на балконе просунула голову между прутьев, а назад высунуть не смогла. В это время папа на плацу проводил с подчинёнными занятия. Рёв сестры прозвучал сиреной. На помощь бросились матросы и раздвинули решетки. С тех пор так все и осталось. Мы семьей не раз приезжали сюда и, вспоминая, смеялись. Жилось нам в части вольготно. Однажды забыли младшую в стоге сена, там ее спящую и нашли взрослые. Нам, разумеется, влетело. 

Отец всегда на службе, мама на работе. Флот был общим домом, дружным и весёлым для нас, детей. Двери квартир на ключ не запирали. Дембеля присылали командиру посылки из далеких горных мест с головками сахара и курагой для дочурок. 

На самом боевом корабле | Фото: семейный архив
На самом боевом корабле. Фото: семейный архив

С Балтийского флота отца перевели на Северный. Восемь лет наша семья жила в суровых условиях   Крайнего Севера - на Новой Земле. Для нас это было приключение, для родителей - суровые боевые будни. О радиации и испытаниях ядерного оружия мы прочитаем уже потом, тогда эти темы не обсуждались, были закрыты. Отец работал постоянно в режиме боевой готовности. Экстремальные ситуации случались ежедневно. Метели, бураны и аварии, связь нужна в первую очередь. Мальчишки в тельняшках, девчонки-связистки - вот папина армия. Беляшей мама напекала с горкой, чтобы накормить и помочь советом. Мама всё успевала - в женсовете, хоре, родительском комитете. 

С Севера вернулись на родную Балтику. Папа служил в Лиепае начальником отдела связи и оттуда был переведён в Сирию военным советником. Был награжден орденом Сирийской республики «За боевую подготовку» 1 степени. Мама тоже отслужила в знойной арабской стране от звонка до звонка. Вернулись на родину, назначение отец получил в Таллин и там ушел в отставку. После распада Советского Союза из прибалтийской республики родители вовремя уехали к нам сначала в Черняховск, потом в Калининград. 

Калининград, 1962 год | Фото: семейный архив
Калининград, 1962 год. Фото: семейный архив

Последние девять лет папа провёл в инвалидном кресле, инсульты и инфаркт после севера и жарких стран отразились на здоровье. Мы поддерживали как могли, шутили, мол, на его военную пенсию две семьи живут, в смутные 90-е годы зарплаты повсеместно задерживали, ввели талоны, зарождение капитализма больно проехалось по  людям. 

Отец был в курсе событий, читал и сильно переживал за происходящее. Только тогда однажды он рассказал о страшном голодном нищем детстве. И о том, как во время Отечественной войны подростком прокладывал трубопровод. Уральский паренек из Челябинска после войны мечтал одеться и поесть. Поэтому выбрал военное училище. Не до романтики тогда было. Но профессия стала любовью и призванием на всю жизнь. Мама пережила отца почти на двадцать лет, блокадница, её дух было невозможно сломить. 

Перебирая старые фотографии, открытки, сохранившиеся письма, вспоминаю их живыми, искрящимися от полноты жизни, счастья. Они умели радоваться, переживать, помогать. Помню об этом всегда.

Флот был общим домом, дружным и весёлым - как жили семьи военных моряков в Советском Союзе | Фото: семейный архив
Фото: семейный архив

Выбор редакции