21 июня Антарктическая китобойная флотилия «Юрий Долгорукий» отметила юбилей. 65 лет назад на флагманском судне калининградских китобоев был поднят советский флаг.
В ледяном плену
Пятнадцать лет (с 1960 по 1975 годы) Калининград провожал и встречал мужественных китобоев, делавших свою работу в южных морях и у берегов Антарктиды. Добыча китового сырья была государственной задачей.
Экстремальных ситуаций было множество, чего только стоил многодневный ураган в сороковых широтах в феврале 1965 года. Крен китобазы тогда достигал 40 градусов.
- В 1967 году в Антарктике флотилия была вынуждена зайти в сплошные льды, чтобы заправиться топливом от танкера. Это был риск, но отступать было некуда. При попытках покинуть ледяной плен повредились два винта китобазы, снизилась скорость. И всё- таки мы вышли! - рассказывает Леонид Тюленев, общий морской стаж которого около 50 лет.
На судах-«охотниках» жили по 4 человека в кубрике. Как вспоминает мой собеседник, однажды во время перехода до Кейптауна духота в кубрике так одолела (кондиционеров не было), что решили спать на верхней палубе. Проснулся от покалываний и обнаружил, что весь облеплен роем саранчи. Остаток ночи изгоняли «оккупантов» с судна…
Анатолий Мамаев ходил механиком на «Скором» и «Совершенном». Однажды китобоец «скулой» задел айсберг, от удара на него свалилась ледяная глыба, свернувшая гарпунную пушку. Мамаев в этот момент находился в машинном отделении и обеспечил работу судна. Чудом удалось избежать судьбы «Титаника».
Рисковым был и сам процесс охоты на китов. Морского гиганта поражали гарпуном, к которому прикручивалась граната, взрывавшаяся в теле животного. Кит погибал мгновенно и без мучений. Если гарпун попадал в могучую спину или ближе к хвосту, граната могла срикошетить. Так, в 1968 году погиб опытный гарпунёр Борис Молодцов. Во время охоты он выстрелил в кита. Раненый кит, оказавшийся на лине, поднырнул под китобоец, линь лопнул, сбив гарпунёра с ног. Молодцов ударился головой о станину пушки и умер на месте.
В промобработку использовали все части туши кита - от кожи до костей. Мука шла на удобрение и на корм для скота. Как-то после рейса моряк насыпал муку в мешочек и привёз маме в деревню. Та радостно насыпала корм курам. А утром остолбенела: несушки полысели. Оказалось, чудо-муку надо было скармливать небольшими порциями.
За 15 лет калининградские китобои добыли около 50 тысяч китов
Не забытое ретро
В составе экипажа трудились женщины - буфетчицы, прачки, врачи... При этом дам старались брать на работу максимально не фотогеничных, дабы не вводить экипаж в искушение. Насчёт амуров было строго.
Морской экстрим компенсировался внушительной по советским меркам зарплатой. Так за рейс матрос мог заработать на «Жигули». Но главным бонусом были чеки. Их счастливые обладатели затаривались в «боновых» магазинах вожделенными джинсами, спортивными костюмами Adidas, японскими двухкассетниками.
А какими радостными были встречи после рейса! Анатолий Васильевич вспоминает, как в начале знакомства будущая жена встречала его на берегу с букетом ландышей. Затем с одной дочкой, а через три года - с двумя.
«Юрий Долгорукий» - китобойная флотилия, работавшая в 1960-1975 годах в Южном океане, совершила 15 промысловых плаваний к берегам Антарктиды. Китобаза построена в Германии в 1926 году как пассажирский лайнер «Гамбург». После начала Второй мировой войны он служил для военных и гражданских перевозок. В марте 1945 года затоплен своей командой в трёх милях от порта Засниц. В 1950 году был поднят и с 1955 года переоборудован в китобазу. Списан на слом после истощения китовых стад в Южном океане.
Источник - газета «АиФ-Калининград», №26, 2025 год.