Многим из нас знакомо ощущение замершего на мгновение сердца, когда мимо, обдав ветерком, проносится самокатный лихач. Фух, выдыхаем, пронесло. Но везёт не всем.
Семь ДТП за май
Только минувший май отметился семью ДТП с участием электросамокатов, в которых пострадали люди, среди них пятеро детей. В двух случаях водители средств индивидуальной мобильности (СИМ) скрылись с места происшествия.
- 8 мая, в 17.03, на тротуаре около дома № 12 в Тихорецком тупике в Калининграде водитель электросамоката врезался в 16-летнего велосипедиста, ехавшего навстречу. В результате подросток получил телесные повреждения, а водитель СИМ скрылся. Однако, уходя от преследования, он попал на камеры «Безопасного города». Спустя некоторое время полицейские установили личность 41-летнего самокатчика-беглеца и составили в его отношении административные материалы.
- 23 мая, в 19.40, в парке, расположенном на улице Красной армии в Балтийске, подросток на СИМ наехал на юношу-пешехода. Последний в итоге был госпитализирован.
- Днём 25 мая в Балтийске ехавшие вдвоём на электросамокате 16-летние девушки сбили 3-летнего мальчика. Ребёнок получил сотрясение головного мозга. Это дело взял на контроль глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин.
- В Калининграде 27 мая, в 14.38, проезжая «зебру» в районе дома № 32 на Ленинском проспекте, две 16-летние девушки на самокате врезались в бок легковушки. Обе с телесными повреждениями госпитализированы.
- 29 мая, в 17.15, на ул. Таможней в Мамоново 15-летний подросток на электросамокате отвлёкся от управления и врезался в попутно двигавшийся автомобиль «Хундай» под управлением 64-летнего водителя. Подросток получил травмы.
- В тот же день, в 19.10, на тротуаре ул. Лесопарковой в Калининграде водитель на электросамокате наехал на 32-летнюю женщину, после чего скрылся с места происшествия. Пешеход получила повреждения, водитель в розыске.
- 31 мая 12-летний подросток ехал на арендном электросамокате, не справился с управлением и получил перелом ноги.
В целом число подобных ЧП объективно растёт. Сейчас в Калининграде - 4 000 арендных электросамокатов, ими пользуется 30 тысяч человек. Собственниками СИМ являются и сами земляки.

Контроль сложен
Журналисты «Страны Калининград» поговорили, как избежать подобных ЧП, с нашим экспертом, главой инспекции по безопасности при региональном Законодательном собрании Дмитрием Мельниковым. Его ответ оптимистичным не был.
- Проблема в том, что контролировать таких водителей крайне сложно. Догнать тех, кто едет на личном СИМ, поскольку скорость его не ограничена, по сути, невозможно. А в случае, например, преследования нарушителя на автомобиле велики риски попадания в ДТП и травмирования человека. Разве что запретить непрокатные? - с иронией рассуждает эксперт, знаток калининградских дорог и сам опытный водитель автомобиля и мотоцикла. - Не думаю, что сильно улучшит ситуацию и введение номеров на самокаты. Практика показывает, что даже мотоциклисты и водители мопедов умудряются ездить без номеров, нарушая правила. Как вариант - обустраивать местную инфраструктуру под новую транспортную ситуацию, использовать рабочий опыт тех городов и стран, кто прошёл этот путь. Например, зоны парковок располагать не менее чем в 150-300 метров друг от друга. Исключить возможность бросать самокат в других местах, например, на тротуарах. Для этого не давать завершать прокатную сессию, пока грамотно не завершишь парковку. Знаю, что так сделали в Казахстане: пользователь отправляет фото своего СИМ на парковке оператору и только так завершает сеанс. В противном случае, оплата времени пользования продолжается.
До 15 км в час по городу
Городские власти сотрудничают с кикшеринговыми компаниями и видят выход в ограничениях условий проката и личной ответственности горожан. Об этом, отвечая на вопросы калининградцев в прямом эфире соцсети ВК, рассказала глава администрации Калининграда Елена Дятлова.
- Запретить самокаты можно было бы на федеральном уровне. Такого нет, и в Калининграде мы выбрали следующую стратегию: работаем с обращениями граждан, сотрудниками ГИБДД, областной прокуратурой и принимаем решение, что сделать, чтобы упорядочить движение самокатов.
По словам Елены Дятловой, в Калининграде работают три компании по прокату самокатов.
- С каждой у нас заключено соглашение о взаимодействии. Определены зоны, в которые самокат не заезжает. На техническом уровне он запрограммирован так, что, подъезжая к определённой линии, дальше не двигается. Это, например, площадь Победы, территория памятника 1 200 гвардейцам и прочие. В местах наибольшего скопления людей, прогулочных зонах, например вокруг Верхнего озера, мы понизили скорость самоката до 5 км в час. В апреле вместе с кикшеринговыми компаниями снизили скорость движения самокатов по городу до 20 км в час, недавно снизили её еще на 5 км, так что сегодня разрешённая максимальная скорость движения прокатного самоката - 15 км в час. Быстрее он двигаться не может, поскольку такая программа вшита в сами устройства.
Также сегодня нельзя ни начать, ни закрыть сессию поездки на электросамокате поблизости со школами. Во-первых, самокатами можно пользоваться только с четырнадцати лет, а во-вторых, чтобы не создавать для ребят искушение. Поэтому, если используете самокат, планируйте свой маршрут передвижения.
Пользователям СИМ нельзя:
- Управлять устройством в состоянии опьянения
- Выезжать на автомагистрали
- Перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению
- Пересекать пешеходный переход на СИМ
- Двигаться вдвоём, если не предусмотрено оборудованием или конструкцией СИМ.
Общественный канал
От ГИБДД в администрацию поступило предложение поставить номерные знаки на самокатах, чтобы можно было фиксировать нарушения.
- Это будет выполнено. Также мы делаем разметку, где можно оставлять самокаты и брать их, чтобы они не валялись на улицах города. В СИМ будет вшита программа, которая не позволит без парковки в положенное место закрыть сессию. В Телеграме сделали канал «Самокаты, общественный контроль» для обмена информацией о нарушителях, чтобы выставлять им штрафные санкции либо блокировать учётные записи. Любой активный гражданин может сфотографировать нарушение так, чтобы был виден номер и факт нарушения, и прислать снимки. Только за прошлый год выставлено более 8 тысяч штрафов и заблокировано более 1 600 аккаунтов.
Теперь, заходя на строительство или реконструкцию дорог, мы отдельно делаем и обустраиваем велодорожки - отдельные полосы для движения средств индивидуальной мобильности. Это в отношении прокатных самокатов. Жители приобретают самокаты и самостоятельно. Понятно, что все перечисленные ограничения в их отношении не действуют. Со своей стороны мы стараемся свести конфликт между участниками движения к минимуму, а дальше всё зависит от нас, - подытожила Елена Дятлова.
В случае наезда запоминайте цвет
Как правило, нарушителей-самокатчиков фиксируют камеры «Безопасного города», при этом бывает, что они успевают скрыться с места ЧП, выехать из области.
- Попав в ДТП с участием самоката, важно обратить внимание на цвет средства передвижения. Особенно если самокатчик пытается скрыться с места аварии. Это поможет в дальнейшем его идентифицировать, - говорит начальник Центра дорожно-технического надзора УМВД Калининградской области Алексей Анахов. - Взятый в аренду самокат окрашен в характерные для компании цвета, как правило, жёлтый, фиолетовый. По нашему запросу оператор, оказывающий услуги по кикшерингу, предоставляет информацию о самокате, который находился в определённом месте в конкретное время и информацию о человеке, взявшем его в аренду, достаточную для того, чтобы установить его личность. Если есть вероятность, что самокат личный, постарайтесь запомнить время и место, а также откуда он следовал и куда едет. В городе много видеокамер, по которым можно быстро отследить движение самокатчика и установить личность. Стоит заручиться и контактами очевидцев ЧП. Чем больше информации вы соберёте, тем больше вероятность, что виновный не уйдёт от наказания.
Внимание, родители!
Покупая СИМ ребёнку, уделите особое внимание обучению правильному поведению на дороге. Нужно показать им хороший пример, подчёркивая необходимость аккуратного вождения и уважения ко всем участникам движения. Это сохранит не только кошелёк от лишних трат, но и главное: здоровье, жизнь.
Дети младше 7 лет могут пользоваться средствами индивидуальной мобильности только в присутствии взрослого и исключительно по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам (по стороне для пешеходов) и в пределах пешеходных зон.
Говорящая хроника
- Появление на улицах СИМ и связанных с ними ЧП родило в Калининграде новую судебную практику, - говорит пресс-секретарь областного суда Марина Бучная. - Первое и пока единственное уголовное дело, заведённое на самокатчика, наехавшего в июне 2024 года на пожилую женщину в Калининграде, закончилось мирным соглашением. При этом есть гражданские дела, вот часть их них:
- 19 октября 2024 года суд взыскал с 17-летнего жителя Черняховска 97 909 рублей в пользу индивидуального предпринимателя. Не спешившись на «зебре», юноша врезался в «Шкоду Октавия», принадлежащую ИП, в результате чего машина получила механические повреждения. Мужчина вынужденно стал участником ДТП, поскольку с его стороны правила нарушены не были. С помощью суда он взыскал с самокатчика материальный ущерб и расходы на экспертизу.
- 5 марта 2025 года суд взыскал в пользу 68-летней калининградки 81 524 рубля с водителя электросамоката. Мужчина сбил её на мосту на улице Гайдара в Калининграде, женщина получила телесные повреждения, травму лица и была госпитализирована в отделение челюстно-лицевой хирургии. После ДТП на лице у неё остался рубец, который нельзя устранить полностью, требуется дальнейшее лечение. В иске она просила компенсировать моральный вред, стоимость медэкспертизы и возместить услуги юриста. Помимо этого мужчине назначен штраф 1 500 рублей.
- 27 марта 2025 года суд вынес решение взыскать с ЗАО «Дорожно-строительное предприятие» в пользу туристки из Москвы 324 031 рубль - утраченный заработок, расходы на лечение и госпошлину. Будучи в отпуске в Калининграде, женщина воспользовалась электросамокатом и на ул. Железнодорожной упала, въехав в провал на тротуаре. Врачи диагностировали перелом большеберцовой кости. Долгое время москвичке пришлось провести на «больничном», потеряв в зарплате.
- Сегодня на рассмотрении в суде находится иск к 14-летней ответчице, интересы 69-летней потерпевшей представляет прокурор. Девушка наехала на пенсионерку в центре Калининграда и скрылась. Землячке врачи диагностировали перелом шейки бедра, она долго лечилась. Истец просит суд взыскать с родителей юной самокатчицы 1 млн рублей - компенсация материального вреда и 133 962 рубля - материальный ущерб.
Важный нюанс: по правилам дорожного движения люди имеют право идти по велопешеходным полосам и никто не вправе сигналить им или требовать уйти. При этом на первое место всегда ставьте собственную безопасность, поскольку, как показывает практика, не все водители СИМ соблюдают правила, а некоторые их пока не знают совсем.

Элементарная безопасность
О том, как безопасно пользоваться средствами индивидуальной мобильности, рассказала пресс-служба областной Госавтоинспекции.
- Надевайте защитные аксессуары: велошлем, наколенники и налокотники обеспечат дополнительную защиту в случае падения.
- Выбирайте подходящий путь: старайтесь передвигаться по ровной поверхности, исключающей резкие повороты и неровности.
- Будьте внимательны: следите за ситуацией вокруг, чтобы заранее заметить возможные препятствия и другие транспортные средства.
- Соблюдайте дистанцию: двигаясь рядом с объектами или людьми, оставляйте достаточно свободного пространства между собой и ними.
- 6. Контролируйте скорость: подбирайте оптимальную скорость исходя из ситуации на дороге, замедляясь там, где это необходимо.
- Ограничьте использование гаджетов, так вы повысите уровень внимания и снизите риски возникновения опасной ситуации.
- Позаботьтесь о хорошей видимости: если вы передвигаетесь в тёмное время суток, установите фонари и наденьте светоотражающую одежду.
- Проверяйте технику: периодически контролируйте работу аккумулятора и общее состояние вашего транспортного средства.