Плейбэк-театр - это оригинальная форма импровизационного искусства, в которой пришедшие на представление зрители рассказывают о событиях своей жизни, а потом наблюдают, как эти рассказы воплощаются в сценическое действие.
Жанр появился на свет в 1974 году с лёгкой руки американского социолога Джонатона Фокса. О сегодняшних особенностях плейбэк-театра корреспондент «СК» побеседовал с одним из его основателей в Калининграде, психологом и актёром Евгением Ипатовым.
Лёгкая структура
- Евгений, какова ваша специализация как психолога?
- Я специальный психолог. Меня обучали работать с нарушениями опорно-двигательного аппарата, интеллектуальными нарушениями. Долгое время работал с нарушениями поведения у подростков и созависимых людей. Это всегда большое горе, с которым я помогаю справляться семьям.
- Как возникла идея создать плейбэк-театр?
- У меня всегда была потребность соединить в своей деятельности театр и психологию. Ведь первое образование у меня театральное. Такая форма, как плейбэк, дала возможность воплотить мечту в жизнь.
- Тяжело было организовать столь самобытную театральную структуру?
- Наоборот, никаких трудностей. Это весьма лёгкая и безответственная структура (смеётся). Ведь это истории, которыми наполнена сама жизнь.
- Что-то сомневаюсь насчёт лёгкости… Я представляю себе, как прихожу в незнакомое место, где собрались люди, которых я вижу первый раз в своей жизни. С трудом могу себе представить, что смогу в их присутствии поделиться чем-то личным и болевым.
- Неправильное представление. Ничего не происходит с места в карьер. Зрители сначала разминают актёров, дают им какие-то задания, разыгрываются небольшие этюды. В это время звучат короткие, порой буквально из одного слова, истории про эмоции, впечатления, ассоциации, с которыми пришли зрители или которые вызывает у них заявленная тема. И актеры играют их в «коротких формах». Причём делают это при посредничестве ведущего кондактора. В качестве вступления он озвучивает правила перформанса и его тему, немного рассказывает о плейбэке. Дальше начинается само представление,
- Очевидно, что специфика плейбэк-театра предполагает наличие особых навыков у исполнителей.
- Исполнители, которые играют на сцене, - это профессиональные психотерапевты.
Плейбэк эффективен для работы с сообществами, переживающими трагедии. Так было в Новом Орлеане после затопления и Нью-Йорке после событий 11 сентября
Цели вылечить изначально нет
- Актёры повествуют истории зрителей посредством пластики или текста?
- Здесь нет никаких строгих ограничений. Это и пластика, и вербальные проявления, и невербальные. У нас есть замечательный музыкант Женя Дорофеев, благодаря которому действие приобретает магический характер.
- Можно ли сказать, что плейбэк - это лечебный театр?
- Изначально нет цели вылечить кого-то. Цель - дать людям возможность объединения и понимания. Плейбэк-театр - место принятия и толерантности. Но, будучи социально ориентированным явлением, способно оказывать значительное терапевтическое воздействие. Особенно когда речь идёт о тематических перформансах в закрытых сообществах, например, в центрах реабилитации зависимых или на конкретные темы, например, созависимых отношений.
- Когда твою глубоко личную историю «зеркалят», наверное, происходит переоценка и осмысление?
- На биологическом уровне прописано, что мы животные социальные. Потребность быть услышанным и принятым группой, неважно, насколько она будет большой, является для нас такой же базовой, как еда и питье. Способность к отражению заложена в устройстве нашей нервной системы, снабжённой зеркальными нейронами. Потребность быть отражённым, увидеть себя в исполнении актеров даёт возможность увидеть свои чувства. Обстановка при этом остаётся безопасной.
Когда возникает хоть немного доверия, то желание рассказать о себе пересиливает страх. Ведь этот страх возникает из опыта, когда меня не увидели и не отразили. К слову, часто плейбэк-перформанс становится эффективным инструментом для работы с сообществами, переживающими значимые события. Например, плейбэк-театры работали в Новом Орлеане после затопления и в Нью-Йорке после трагедии 11 сентября 2001 года.
Люди самых разных возрастов
- Какую роль в этом действе играете вы как психолог?
- В этом действе я кондактор. Это ведущий, который соединяет зрительный зал и актёров. Свои истории зрители рассказывают мне, а я, в свою очередь, рассказываю их актёрам. Кроме того, работаю на сцене как исполнитель.
- Темы того или иного спектакля произвольны или вы их предварительно готовите?
- Мы каждый раз задаём ту или иную тему. Сегодня играем про детство, в следующий раз - про любовь, встречи и расставания. Это может быть история о дедушкиных часах, бабушкиной швейной машинке или о связи с родом, которую вы обнаруживаете в себе прямо сейчас. Как-то делали совместный проект с арт-галереей современной живописи. Зрители знакомились с галереей, а потом через плейбэк пытались осмыслить увиденное. Скоро мы будем играть на форуме женского репродуктивного здоровья, который организует наша коллега.
- Предполагаю, что на ваши спектакли приходит в основном молодёжь.
- К нам приходят люди самых разных возрастов, в том числе пожилые.
- Есть зрители, которые приходят неоднократно?
- Есть такие. Причём кто-то может несколько раз приходить исключительно в качестве слушателя, а кто-то рассказывает о себе несколько раз.
- Можно ли сказать, что плейбэк - это риск?
- Это изначально жанр для тех, кто не боится рисковать и быть уязвимыми. Рискуют и зрители, и актёры. Но никто ещё об этом риске не пожалел!
Справка «СК»
Евгений Ипатов окончил в 2001 году режиссёрский факультет актёрского отделения Российской академии театрального искусства (мастерская Леонида Хейфеца). Приобретя опыт в театре, поступил в Санкт-Петербургский институт специальной педагогики и психологии на направление «специальная психология». Работал в кризисной службе для детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, преподавал в Институте специальной педагогики и психологии. Организовал с коллегами Открытое театральное объединение «НРЗБ», цель которого - познакомить с современной российской драматургией.