Самая мирная военная профессия - музыканты. При этом их роль велика: музыка поднимает боевой дух, объединяет души и даже излечивает их.
Энергия палочки
Этот волшебный эффект в очередной раз подтвердил гастрольный тур образцово-показательного оркестра Росгвардии РФ по городам Калининградской области. Выступления прошли в рамках военно-патриотического фестиваля «Главное - Отчизне служить!». Журналисты «СК» поговорили с дирижёром, подполковником Дмитрием Шибаевым о том, как руководить прославленным оркестром, которому в будущем году исполнится 55 лет.
- Главная помощница в управлении оркестром, как известно, дирижёрская палочка. К ней какой-то особый подход?
- Палочки разные: под случай, под настроение. Бывает, концерт прошёл особо удачно, после чего именно эту палочку вновь хочется взять в руки. Есть в ней что-то энергетическое.
- Как попадают в военный оркестр, какой музыкант не сможет с вами сыграться?
- Изначально надо окончить детскую музыкальную школу, затем 4 года отучиться в профильном училище и ещё 5 лет в консерватории. И вот на этапе «музучилища - консерватории» музыкант может попасть в коллектив. Не буду лукавить, уровень владения инструментом нужен высокий, кто не соответствует - отсеиваем. А ещё важно быть душевным, коммуникабельным, порядочным человеком. Оркестр - это семья, внутренняя атмосфера напрямую отражается на качестве выступлений. Понимание с полувзгляда: во время концерта его музыканту достаточно, чтобы понять, что сделал что-то не так.
- Мечете глазами громы и молнии?
- Бывает, но всё-таки я сторонник пряника, а не кнута. Стараюсь больше поощрять, во время концерта нельзя травмировать - это может повлечь необратимое снижение тонуса. В то же время все знают, что может быть и кнут. Такая вот эмоциональная эквилибристика, бесконечно держу баланс. А после концерта традиция: все поздравляют друг друга с событием, благодарят, обнимаются. Повторюсь, мы семья.
- Есть у вашей палочки жест-катастрофа?
- Угрожающе вибрирующая! Ситуация нестандартная, все понимают - в душе я ругаюсь.
- Что может вызвать такое напряжение?
- Случайно взята не та нота или же сыграна не вовремя. Или, открою секрет: не так сидит музыкант. Важно всё! Даже то, как стоят ноги.
Ноты души
- Как давно вы дирижёр?
- Первые серьёзные пробы были в Новгородском музыкальном училище, окончил его с отличием за три года вместо четырёх. Там были и первые уроки дирижирования, пожалуй, тогда и понял, что это моё. Но ещё раньше просто вставал перед зеркалом и дирижировал. Музыка жила во мне, движения были скорее бессознательными, но я ловил себя на мысли, что то, что я слышу внутри себя, звучало бы прекрасно. Музыка ведь не в нотах, она в душе. Я передаю свои эмоции оркестру, а он возвращает их мне - музыкой. А ноты - это просто музыкальные знаки. Как буквы. Ведь можно уметь читать, но не понимать, что написано, и, наоборот, воодушевляться текстом и даже писать собственные шедевры.
- Приём оркестра публикой в разных местах разнится?
- Есть такое. В крупных городах она более избалована и менее щедра на отдачу, чем в маленьких затошечках (закрытые территориальные образования. - Прим. авт.). Их охраняют наши войска, там мы частые гости. Народ в них менее искушённый, а приём максимально тёплый, душевный. Зал всегда поёт, встаёт, не отпускает. Отдельная, весьма тонкая эмоциональная погода бывает в госпиталях, где находятся раненые или на реабилитации бойцы. Есть ребята с тяжёлыми травмами, без рук и ног, и это раны в первую очередь на душе. После концерта многие, несмотря на недомогания и боль, начинают улыбаться, а значит, жизнь продолжается! Отмечают улучшение состояния пациентов после выступлений и врачи.
- Лечите души музыкой… Что чувствуете?
- Огромное счастье. Оттого, что вытаскиваем их с тёмной стороны и даём возможность поверить в себя. В одно из таких выступлений приметил в зале парня в коляске с потухшим взглядом. Во время концерта он плакал. Но, когда мелодии отзвучали, он улыбался. Видимо, музыка прорвала всю накопленную внутри боль и очистила душу. Глаза бойца блестели, в них вернулись жизнь, надежда на лучшее. Этот говорящий взгляд я запомнил навсегда.
- Каждый раз, когда артисты, которым аккомпанировал оркестр, выступив, уходят со сцены, вы, повернувшись к залу, хлопаете палочкой по ладони. Этот жест про что?
- Благодарность за профессионализм, похвала. И, конечно, это стимулирует зрителей на более яркие аплодисменты. Если программа исполнена прекрасно, то и оркестр поддерживает, топая каблуками по полу. Это усиливает эмоциональный подъём всего зала.
- Во время выступления вы находитесь к залу спиной, что чувствуете?
- Все эмоции! Например, когда зал взрывается шквалом аплодисментов, то тело накрывает мурашками. И, если в пылу работы я этого вдруг не отметил, то читаю эти мурашки по глазам музыкантов. Волна идёт туда-сюда: из зала на сцену и обратно в зал. Это невероятное удовольствие!
- Чем запомнится вам Калининград?
- Не скрою, это моё любимое место, поэтому - приятными эмоциями, памятью: мой дедушка брал Кёнигсберг. А ещё Калининград запомнится всему оркестру и особенно сильно нашей «первой скрипке» тем, что … свой инструмент музыкант забыл в Москве! После долгой серии гастролей не проверил багаж. Играл в итоге на калининградской скрипке - помогли местные коллеги. Несмотря на то, что инструмент отличался по уровню, он справился.
- Получил порцию дирижёрского негодования?
- А как же. Волновались все! В итоге испытание стало уроком и сплотило нас ещё больше. Впрочем, в любых непривычных ситуациях мы всегда улыбаемся и чётко делаем свою работу.