В мае 2027 года вся литературная Россия отметит 90-летие со дня рождения Почётного президента Русского ПЕН-центра, писателя Андрея Битова, творческая жизнь которого не отделима от наших краёв.
В рамках подготовки к юбилейным мероприятиям Калининград посетил соавтор писателя по историко-культурным проектам, создатель Международной творческой мастерской Андрея Битова в Пирогово Геннадий Опарин. Он прилетел вместе с внучкой Битова, правопреемницей его творчества Полиной Баженовой. Своими воспоминаниями о дружбе и сотрудничестве с писателем Геннадий Опарин поделился с корреспондентом «Страны Калининград».
Началось всё с Хаджи Мурата
- Насколько я знаю, именно за годы пребывания на Куршской косе Андрей Битов создал целую обойму культовых произведений?
- В течение почти сорока лет Андрей Битов регулярно посещал Калининград и полевой стационар «Фрингилла» Биологической станции «Рыбачий». Здесь он работал над своими главными литературными произведениями, принесшими ему всемирную литературную известность, такими как «Пушкинский дом» (16+) и «Улетающий Монахов» (12+), роман-странствие «Оглашенные» (12+), посвящённый сотрудникам полевого стационара и их птицам. Обсуждаем возможность увековечения памяти Андрея Георгиевича на этой земле, которую он так горячо любил. Создали с коллективом библиотеки города Зеленоградска инициативную группу и проговорили перспективу создания скульптурного памятника Андрею Битову.
- Как началась ваша дружба?
- Представьте себе, случилось всё из-за толстовского героя - легендарного Хаджи Мурата.
Я в ту пору был начальником Тульской епархиальной археологической экспедиции. И вот мой пресс-секретарь говорит, что герой толстовского произведения до сих пор не захоронен.
Оказалось, что дагестанцы хотели воссоединить останки Хаджи-Мурата. Мы решили им помочь. Я обратился к директору музея-усадьбы Л. Н. Толстого Владимиру Ильичу Толстому, который предложил мне возглавить отдел музея в Пирогово. А поскольку там в 1896 году родилась повесть «Хаджи Мурат», то мне пришла в голову мысль на краю того поля, где у Толстого родилась идея произведения, поставить памятный камень всем погибшим в кавказских войнах. И тут Владимир Ильич сообщает мне, что аналогичный замысел был у Андрея Битова. Я позвонил Андрею Георгиевичу. Познакомились, обсудили ситуацию.
А в 2010 году в Пирогово открыли памятник Хаджи-Мурату и всем погибшим в кавказских войнах. Это валун массой 30 тонн, привезённый с Кавказа. Говорят ведь, что война не закончена, пока не захоронен её последний погибший воин. Эта история нас сплотила. Так и началась наша дружба…
«Посмотреть на себя, бронзового»
- Каким запомнился вам Андрей Георгиевич?
- Он умел дружить. При том, что характер его был непрост. Он обладал даром убийственной иронии, нередко бывал бескомпромиссен и прям. Но со мной бережен и мягок. Я бы сказал, что в наших отношениях он был в роли мудрого старшего брата. Именно он подбил меня к написанию истории памятника Хаджи Мурату.
- Вы ещё при жизни Андрея Битова установили ему памятную скамейку. Как он среагировал?
- Это была примечательная история. Изначально я хотел ему в подарок беседку установить.
- Представь, - говорю, - сидишь ты в задумчивости и попыхиваешь трубкой.
- Ты что, обалдел? - тут же среагировал он.
Но некоторое время спустя сказал, смеясь: «Да уж, любопытно было бы посмотреть на себя, бронзового, примерно как услышать музыку на своих похоронах».
- Как родился образ мемориала?
- Была коллизия, имеющая непосредственное отношение к этой истории. На карнизе дома, где жил Андрей Георгиевич, прямо под его окном пророс тополь. Работники ЖКХ не раз пытались его уничтожить, но добраться до деревца по наружной стене смелых не нашлось. Оставалось лишь через квартиру Битова прорываться. Но Андрей Георгиевич стоял насмерть - никакие хозяйственные функционеры, грозные комиссии порог его жилища так и не переступили. Ведь дерево имеет право на жизнь, а человек имеет право на дерево…
А когда деревце достигло такого размера, что на карнизе ему стало неуютно, Андрей Георгиевич предложил мне: «Давай посадим этот тополь в Пирогово». Мы, как могли, аккуратно выковыряли его из карниза и привезли в усадьбу. Но за навалившейся текучкой я на три дня о нём забыл.
Потом спохватился и, леденея от стыда и ужаса, его посадил. Тополь меня не подвёл - весной зазеленел, дал побеги. Но мой добросовестный рабочий приусадебного хозяйства его нечаянно скосил. Однако дерево оказалось под стать Андрею Георгиевичу - следующей весной оно снова дало побеги. Теперь растёт буквально в 50 метрах от дома, который для своей сестры Марии Николаевны спроектировал Лев Толстой. Вот под этим тополем и установили скамейку. Я у тульского кузнеца заказал металлическую книгу, которую мы приварили к скамье.
Но для начала привезли скамейку в музей Пушкина на Пречистенку на церемонию награждения лауреатов новой Пушкинской премии, президентом которой был Андрей Георгиевич. Попросили его посидеть на этой скамейке, дабы зарядил её своей энергетикой. Разумеется, он не преминул пошутить по данному поводу, поскольку пафос на дух не переносил. Хочу сказать, что разрешение на установку скамейки Андрей Георгиевич дал не сразу. Но в конце концов на обложке книги «Империя в четырёх измерениях» (12+), которую он мне подарил, написал «Разрешаю!».
- Помимо всего прочего вас с Андреем Георгиевичем объединяла любовь к нашим краям?
- Это действительно так. В 1991 году я уволился в запас из морской пехоты. Поселился в Гвардейском районе. Три года возглавлял фермерское хозяйство. Но затем жизнь сложилась так, что из области уехал. Но время от времени наведываюсь в эти прекрасные края. И знаете, каждый раз, когда бываю на Куршской косе, испытываю те же ощущения, которые Битов гениально описал в романе «Оглашенные»: «Мы живём на дне водного океана среди ракушек и водорослей, среди домов и деревьев. Казалось бы, зачем я еду сюда в который раз? Это место благотворно, оно напоминает родину, которую никогда не видел»….
Андрей Битов горячо любил Калининградскую область. Возможно, память о нём будет увековечена
Справка «СК»
Геннадий Опарин родился в 1965 году в посёлке Листвяги Кемеровской области.
В 1990 г. поступил в Мурманский государственный педагогический институт. В 1995-м возглавлял спецгруппу спасателей-кинологов. В 2000-2005-м - Тульскую епархиальную археологическую экспедицию. В 2006-2008 гг. работал в археологической экспедиции «Куликово поле». С 2008-го - заведующий Пироговским отделом музея-усадьбы Льва Толстого «Ясная Поляна».
Ведёт интенсивную работу по воссоединению останков Хаджи-Мурата (тела, захоронённого в Азербайджане, с черепом, хранящимся в Кунсткамере). В 2017 году в Пирогово установил мемориальную скамью Андрея Битова.
Автор проектов и организатор международных культурных конкурсов. В 2012 г. за установку в Пирогово памятника произведению Льва Толстого «Хаджи-Мурат» и всем погибшим в кавказских войнах награждён специальным дипломом «За музейный подвиг» Новой Пушкинской премии.