11:23

Мнение директора школы: создавайте детям чудо

Мы привыкли, что школа - это про учёбу и достижения. Выше, дальше, быстрее. 

Но на образовательное учреждение можно смотреть гораздо шире и видеть в нём площадку для развития детей и взрослых, возможность реализовывать себя в самых разных направлениях, влиять на жизнь вокруг. 

Мнением о принципах работы школы в современном мире с «СК» поделился директор «Школы будущего» Алексей Голубицкий. Эксперт в своей сфере, он становился лучшим директором в стране, а сейчас пишет книгу о школе, в которой делится многолетней практикой.

- Я решил написать книгу «Живая школа: 30 принципов из мира природы». И описать основные подходы и принципы, которые мы применяем и которые работают. Среди них есть и такие, которые могут показаться кому-то непривычными в разговоре об образовании. Например, принцип подснежников.

Эффект от чудес, которые по силе каждому, действительно сказочный | Фото из архива героя публикации
Эффект от чудес, которые по силе каждому, действительно сказочный. Фото из архива героя публикации

Считаю, что в школе всегда должно быть место чуду. В нашем прагматичном мире это просто необходимо! И, если они не происходят, можно создать его самим. 

Однажды мы решили вырастить зимой цветы, чтобы как-то скрасить ожидание весны. Для этого заранее взяли в парке немного земли в том месте, где весной были подснежники, поместили землю в холодильник. А перед Новым годом перенесли её в школьную теплицу. И случилось чудо: зимой появились первые цветы. Подснежники мы поставили на столике рядом с турникетами у входа в школу, чтобы каждый день им могли радоваться все входящие.

Ещё один сказочный опыт: мы вырастили тропических бабочек. Учитель биологии Ольга Рубцова купила личинки и вместе с учениками вывела из них настоящих красавиц. Насекомых бережно приносили в классы, рассказывали о них и о том, насколько хрупкой может быть красота. Дети брали апельсины, капали сок на ладошку - и бабочки садились на руку и пили сладкий сок. Школьники смотрели на это, затаив дыхание. А потом ещё долго рассказывали про чудо родителям и друзьям. 

Другой случай: несколько лет назад в середине марта весна никак не наступала, было холодно. А солнца и тепла уже очень хотелось. И мы решили поднять настроение ученикам и педагогам: купили и поставили в фойе яркую зелёную скульптуру собачки из искусственной травы. Её назвали Веснушка, с ней с удовольствием все фотографировались. Веснушка так и осталась с нами, прижилась в школе.

Другой зимой совсем не было снега, о котором мечтали ученики. Они просили его у Деда Мороза - и сильно удивились, когда на них прямо в школе стали падать крупные белые хлопья. Это мы установили на потолке актового зала аппарат по производству искусственного снега - пенные снежинки доставили ребятам много радости. А ещё в нашей школе есть традиция: когда выпадает первый снег, мы отпускаем с последнего урока, чтобы дети поиграли в снежки и порезвились на улице. Ведь следующего снега может не быть, и зима пройдет мимо.

Такие чудеса по силам каждому из нас. А эффект от них, поверьте, по-настоящему сказочный. Важно, чтобы дети не теряли способность удивляться - с этого начинается познание, а значит, и обучение.

Выбор редакции