Бесплатная помощь
Такая картина известна нам по многим фильмам. В кабинете социального психолога Дмитрия Букреева нет кушетки. Блокнота в его в руках тоже не наблюдается. Равно как и галстука на шее. Да и в целом он мало напоминает доктора Зигмунда Фрейда. Молод (всего 31 год), улыбчив. Роднит их, наверное, желание понять Человека.Восемь лет Дмитрий помогает людям справиться с самыми разными проблемами, и не устал от этого, не выгорел.
– Мне нравится общаться с людьми, слушать их, – признается он. – Одно время у меня была начальственная должность, приходилось много работать с бумагами. Понял – не мое.
Организация, где работает Дмитрий, называется по-чиновничьи длинно и сложно – «Отделение социальной службы социального сиротства» государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Калининградской области «Центр социальной помощи семье и детям».
– По закону, наш контингент – семьи с детьми, – поясняет он. – Причем обратиться к нам может как родитель (или законный опекун), так и сам ребенок.
Клиентов, если можно так сказать (хотя помощь оказывается совершенно бесплатно), в Центр направляют социальные службы. Но примерно половина приходят в этот маленький, уютный немецкий домик на ул. Тельмана, 30, в Калининграде сами. Посетителей, по словам Дмитрия, много. Меньше пяти человек в день бывает редко.
– Очевидно, что людям нужна психологическая помощь - полагает он. – Отделений, подобных нашему, в Калининграде четыре, а в области – полтора десятка. И все, насколько я знаю, загружены. Но есть еще общественные организации. Например, автономная некоммерческая организация (АНО) «Становление». Там специализируются на помощи наркозависимым. Тоже бесплатно.
«Хочется, и все»
Типичный случай, как нетрудно догадаться, такой: сын или дочь, по мнению родителей, не хочет учиться.- Я беседую с ними, потом с ребенком - всегда по отдельности, пытаюсь понять причины сложившейся ситуации, - рассказывает Дмитрий.
А они могут быть разными.
- Однажды пришли родители и рассказали, что их дочка стала вялой, безраз-личной, не учится совсем, - говорит Дмитрий. - Сначала было не понятно, в чем дело. Вроде семья нормальная, отношения хорошие, в школе конфликтов нет. Оказалось, проблема имеет чисто медицинские причины – не совсем здоровая щитовидка. Но меры были приняты вовремя, сейчас у девочки все в порядке.
Или вот такой случай из практики Дмитрия.
– Мальчик в какой-то момент начал в школе драться, – продолжает психолог. – Делал это часто и едва ли не со всеми. Сам мальчик объяснял свое поведение просто: «Хочется, и все». Стал разбираться, выяснилось, что семья, в которой он живет, что называется, традиционная. Отец – волевой, сильный человек, воспитывает сына как будущего мужчину, опору семьи. И как будто не без успеха. Парень действительно растет лидером. Проблема в том, что проявлять свои лидерские наклонности ему особо негде, ведь дома главный – отец. Раньше энергия выплескивалась в занятия спортом, но потом они по каким-то причинам прекратились. И нерастраченная энергия выплеснулась в драки. Выход здесь очевиден – вернуться к спорту.
Чужие страхи
Часто переживания родителей по поводу учебы детей и вообще их будущего, по мнению Дмитрия, напрасны.– У меня был случай: пришла мама и стала сетовать, что сын потерял всякий интерес к школе, учится на автомате, никуда не хочет потом поступать, – про-должает психолог. – А парню уже 17 лет… Мы встретились с ним, поговорили. И оказывается, что молодой человек давно уже работает удаленно – монтирует клипы. Хорошо зарабатывает. Где-то две-три средние по области зарплаты в месяц выходит. У него все нормально, есть четкие планы на будущее. То есть проблема не в нем, а в том, что его мама проецирует на него какие-то свои страхи. Здесь нужно работать с ней.
Нередко тревожность, наоборот, охватывает ребенка.
– Сейчас часто можно услышать, что во всем виноват ЕГЭ, что многие дети испытывают перед ним жуткий страх. Но дело тут не в ЕГЭ как таковом, любой экзамен – стресс, – считает Дмитрий. – Вопрос здесь в том, почему дети боятся экзаменов. А происходит это потому, что потому что ждут негативной реакции родителей в случаи неудачи. Они боятся их расстроить, не оправдать ожиданий.
Как вести себя ответственному родителю в этой ситуации? Дмитрий полагает, что главное - принять своего ребенка таким, какой он есть. Это не значит, что нужно поощрять легкое, безответственное отношение к экзаменам. Хорошее образование –вещь полезная. Но душевное здоровье ребенка, его внутренний комфорт, все же важнее.
– Родителю нужно быть искренним, честно рассказывать о своих чувствах, – уверен психолог. – Сказать примерно так: «Слушай, сын (дочь), я понимаю, что учиться сложно, но мне было бы очень приятно, если бы у тебя были хорошие оценки».
На вопрос, как часто удается изменить поведение человека, Дмитрий отвечает анекдотом.
– Знаете сколько нужно психологов, чтобы поменять лампочку? Достаточно и одного. Но при условии, что лампочка согласна меняться… Если человек не видит проблему, заставить предпринять какие-то шаги для ее решения невозможно. Свою задачу я вижу в том, чтобы показать человеку, что у него есть выбор. Что необязательно следовать навязанным обществом установкам. Но люди часто просто не задумываются об этом. Иногда в ходе беседы некоторые удивляются: «Что, так можно было? У меня есть выбор? Я на самом деле могу делать то, к чему у меня лежит душа, а не то что «положено». Это же классно!» И в этом случае тревога по поводу своего несоответствия каким-то часто надуманным стандартам у детей отступает.
Социальный психолог Дмитрий Букреев
Справка «СК»
В Калининграде у Центра социальной помощи семье и детям четыре отделения: на ул. Тельмана, 30, Тихорецкой, 43, Баграмяна, 18, и Левитана, 58. В области они есть в Черняховске, Советске, Славске, Светлом, Полесске, Пионерском, Озерске, Нестерове, Немане, Ладушкине, Мамоново, Краснознаменске, Гурьевске, Гвардейске и Балтийске.
Еще больше информации о Калининграде и калининградцах в Telegram Страна Калининград подписывайтесь!