08:00

Проблема калининградского транзита решена. Но с оговорками

В конце прошлой недели Еврокомиссия наконец опубликовала разъяснения по транзиту попавших под санкции грузов в Калининградскую область через территорию Литвы. 

Евросоюз обещает жесткий контроль

В официально опубликованном документе (его можно посмотреть на сайте https://ec.europa.eu, релиз за 13 июля. – Прим. авт.) говорится о том, что он возможен, правда, с соблюдением ряда условий. Например, ввоз нефтепродуктов, стройматериалов (цемента, металла, железа, дерева) и угля разрешается только по железной дороге. 
При этом Евросоюз намерен жестко контролировать грузопоток. В частности, будут следить за тем, «останутся ли объемы транзита в пределах исторических средних показателей за последние три года». А также, чтобы все перевозимые товары отражали реальный спрос в регионе и не имели место какие-либо необычные запросы, не характерные ранее для Калининградской области. «Транзит военных товаров и технологий, как и прежде, полностью запрещен в любом случае»,– напомнили в Еврокомиссии. 
Премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните, как сообщает «Коммерсант» (16+), за-явила, что, пока не будет установлен новый порядок контроля, транзит товаров будет проходить по прежней схеме.

Успех на 80 процентов 

Спустя два дня, 15 июля, губернатор Антон Алиханов сообщил в своем телеграм-канале, что первые поезда с санкционными товарами отправятся в Калининградскую область в течение нескольких дней. 
«Совместными усилиями в непростых условиях добились, я считаю, достаточно хорошего результата, – проинформировал читателей телеграм-канала Антон Алиханов. – Примерно 80% того транзита, который был раньше запрещен, теперь вновь разрешен. Как нам сообщают коллеги из МИДа, Литва в ближайшие дни должна выпустить внутренний документ с дополнительными разъяснениями относительно действий контрольных служб. Следом мы запустим первые поезда с цементом и другими товарами, которые нам пришлось пере-ориентировать на морскую переправу».  
Губернатор отдельно отметил, что морские перевозки будут развивать в регионе и дальше: «Вместо двух судов, которые ходили к нам из Усть-Луги в начале этого года, сейчас на линии уже шесть. В конце месяца выйдет еще одно судно, а в августе – еще два. То есть мы продолжаем развивать нашу морскую переправу. Сейчас в Москве обсуждается вопрос субсидирования, чтобы морские перевозки стоили столько же, сколько железнодорожные. Проекты документов уже подготовлены. Это делается для того, чтобы жители региона не почувствовали увеличения цен ни на какие товары, если те были доставлены морем». 
Пока же, к сожалению, мы это чувствуем. Например, на страничке правительства Калининградской области в «ВКонтакте» жители пожаловались, что «за последнюю неделю стоимость бетона выросла в 1,5 раза у всех производителей. Например, марка м200 вместо 
4 700 рублей стала стоить 6 800 рублей». В региональном министерстве строительства и ЖКХ, естественно, ссылаются на проблемы транзита.
Глава региона также сообщил, что надеется на полную отмену запретов – чтобы вслед за железнодорожными были восстановлены и автомобильные перевозки. Потому что их объем был достаточно большим – до 700 тысяч тонн в год. 

Проблема калининградского транзита решена. Но с оговорками

Перевозки по железной дороге советуют подстраховать альтернативными путями

Запрет на транзит ряда грузов в Калининградскую область из Литвы вступил в силу в полночь 18 июня. Спустя месяц он был снят, но с определенными условиями.

Мнение 

«Вернулись к статус-кво»

Профессор кафедры экономической и социальной географии России МГУ им. Ломоносова Наталья Зубаревич полагает, что ситуация в целом развивается благоприятным образом. Такое мнение она высказала в эфире радио «Бизнес ФМ Калининград» (16+).– Железная дорога – это основной вид транспорта для крупногабаритных грузов, в том числе насыпных. Поэтому, считаю, главная проблема решена. А с автотранспортом и ранее был запрет на въезд. Фактически мы вернулись к ситуации статус-кво, которая сложилась после запрета европейцев впускать на их территорию грузовой транспорт с российскими и белорусскими номерами и ответного запрета белорусов пускать европейские грузовики. 
Да, всем тогда стало труднее и дороже, но пока никто не помер. А вот санкции относительно железной дороги – это уже было решительно жестче, потому что затрагивали крупногабаритные грузы. И пропускная способность железной дороги очень слабо покрывается паромами. Это все понимали. Гонять по морю металлы, цемент – это, вы уж меня простите, экзотическое занятие. Потому то, что восстановилось железнодорожное сообщение, это важно, это сняло значительную часть проблем. 
Но альтернативный путь доставки должен быть всегда – на железной дороге контейнеры досматриваются, это замедляет сроки доставки и т. д.


Выбор редакции