В 1904 году он завещал приобретенные земли родному городу с условием, что здесь будет разбит ландшафтный парк. Для чего приложил к завещанию сто тысяч марок. К 1910 году основная часть работ по обустройству нового парка была завершена. Тогда же он и получил свое название, которое сохранил до наших дней.
Автор книги «Хроника садов и парков (Кёнигсберг – Калининград)» (16+) Елена Салихова приводит выдержки из путеводителя 1910 года: «25 гектаров свободной территории, из которых 1,5 га дубовой рощи и игровые площадки». В путеводителе за 1938 год дается более подробная информация о парке: «Большой парковый массив площадью 70 га, пруд для купания с пляжем, горка для катания на санях, игровые площадки, дорога для верховой езды, почетная мемориальная аллея в память о павших в Первую мировую войну, роскошные группы деревьев, виды, привлекающие природной прелестью».
Словно поле боя
В первые советские годы парк некоторое время держался, но потом, примерно в середине 1950-х, постепенно превратился, по сути дела, в лес. Ну и в место отдыха местных жителей. В 2000-е там, например, было не протолкнуться от любителей шашлыка.Помнится, однажды автор этих строк пришел в парк после майских праздников и увидел нечто среднее между свалкой и полем боя. Через каждые 10 метров еще дымящиеся пепелища-воронки, а вокруг пустые бутылки, полиэтиленовые пакеты, остатки еды, собачьи экскременты. Понятно, что так дальше продолжаться не могло.
В августе 2007 года «Калининградская правда» писала о планах приведения парка в порядок. Впрочем, носили они декларативный характер. Просто отвечающий за защиту окружающей среды чиновник рассуждал о том, что нужно воссоздать парк в первозданном виде: проложить дорожки для неспешных прогулок, для верховой езды и выездов на конных колясках, восстановить лесной домик, который был при немцах, и разместить там кафе.
Но воплотить эти мечты-идеи в жизнь не удалось.
Правда, в 2011 году мэрия Калининграда смогла получить грант Евросоюза на благо-устройство парка. Примерно полтора миллиона евро. В течение последующих пары-тройки лет была проведена санитарная вырубка, уборка поваленных деревьев, расчищены и укреплены дренажные каналы и так далее.
В 2015 году в парке Макса Ашманна появилась входная группа (со стороны улицы Гайдара), детская площадка, пандус. Тогда же укрепили дно двух прудов и даже вроде как выпустили туда карасей.
Кругом пеньки
Сейчас парк выглядит более-менее прилично. Там относительно чисто. Хотя местами видны следы пикников: но не мусора (его убирают), а кострища. Тем не менее не все жители прилегающих к парку домов довольны тем, как его содержат.– Посмотрите на каналы, – предлагает живущая неподалеку от парка Наталья Михайлова. – Они обложены сеткой, где застревают листья. Как их оттуда достать? Выглядит все это не-опрятно.
Также собеседнице «СК» не понятен принцип, по которому выбраковываются деревья.
– Посмотрите, сколько здесь сухих стволов! – продолжает она. – При этом иногда, как мне кажется, рубят вполне здоровые деревья. Поглядите на пеньки.
Кстати, последних в парке много. Заместитель директора МКП «Дирекция ландшафтных парков» Дмитрий Смищук этих опасений не разделяет.
– Уверяю вас, что выбраковываются только больные деревья, – заверил он. – Мы не заинтересованы в том, чтобы вырубать больше. Поваленные стволы нужно вывозить, а это непросто. Сейчас в парке около 17 тысяч деревьев, в прошлом году было вырублено 101.
Что касается шашлычников, по словам Дмитрия Смищука, для них выделен специальный участок между улицами Малой Лесной и Богатырской. Готовить можно исключительно на металлическом мангале и в пери-оды между месячниками, когда запрещен любой огонь в лесах и парках, и только при соблюдении всех противопожарных правил. Ну и, конечно, убирать за собой надо.
Приведут в порядок
Между тем в мэрии Калининграда в отношении парка Макса Ашманна – грандиозные планы. Об этом журналистам рассказала на прошлой неделе глава администрации Елена Дятлова после своего ежегодного отчета перед депутатами горсовета и горожанами.– Территория большая, сразу все реализовать не получится, — пояснила она. – Первый этап — обустройство входных групп, ремонт центральной аллеи и улицы Малая Лесная до пересечения с Парковой аллеей, устройство искусственного покрытия в районе пруда. Будет замощение тропинок брусчаткой — мы хотим сохранить историческую зону, реконструкция систем освещения. И начнем все это в текущем году.
По словам Дятловой, документация по сохранению парка, который имеет статус объекта культурного наследия, разработана еще в 2014-м. Ре-ализовать задуманное планируется в 2022–2023 годах.
Семь лет назад представителями мэрии озвучивалась сумма в 400 млн рублей. Важно упомянуть, что сейчас на сайте горадминистрации идет голосование – калининградцы выбирают территории, которые, по их мнению, нужно в первую очередь благоустраивать. Среди них – парк Макса Ашманна.
Впрочем, как пояснили в пресс-службе мэрии, голосование поможет определиться с приоритетами населения и получить федеральное финансирование. То есть парк Макса Ашманна будут приводить в порядок в любом случае – вопрос только в том, на какие деньги – местные или федеральные.
Что касается местных жителей, то беглый опрос прогуливающихся по парку показал, что радикальных перемен никто не ждет.
– Мне нравится, что здесь природа, лес, и я не хочу, чтобы тут все было как в городе, – говорит молодая мама Анфиса. – Но лавочек для отдыха надо, думаю, больше.
Кристина, гуляющая по парку с маленьким сыном Богданом, опасается, что парк благоустроят примерно так же, как озеро Поплавок или Летнее.
– Здесь природная территория, к ней нужен особый подход, – считает она.
При этом, по ее мнению, в парке Макса Ашманна не хватает детских площадок.
Макс Ашманн – парк сейчас выглядит, скажем так, «непричесанным», но в этом заключается его прелесть
Наталью Михайлову огорчает вырубка
Проблема шашлычников стоит в городском парке по-прежнему остро