08:00

Куда делись старинные часы замка Тапиау

Недавно «Страна Калининград» рассказала о без всяких натяжек уникальных башенных часах в поселке Мозырь Правдинского округа. 
Раньше эти часы возвышались над зданием местной железнодорожной станции, сейчас прилажены к поселковой кирхе, в которой находится школьный спортзал. Интересны эти часы тем, что начинка у них механическая, а не электрическая, как у всех остальных старинных башенных часов в Калининградской области.

Четверть века на восстановление

Впрочем, еще как минимум один старинный часовой механизм в нашем регионе есть. Правда, находится он не на башне, где ему вроде как положено находиться, а в мастерской смотрителя всех калининградских (да и областных по большому счету тоже) башенных часов Александра Кучеренко. 
Попали они к нему случайно. В девяностых годах прошлого века руководство Калининградского государственного университета (сейчас это БФУ им. Канта. – Прим. авт.) решило вернуть башенке корпуса на ул. Чернышевского часы (в Кёнигсберге – школа Крауса и Гиппеля. – Прим. авт.). Заказали их в Германии, установили. Но через некоторое время новые часы встали. На помощь позвали Александра Кучеренко. 
– Неисправность я устранил, – рассказывает мастер. – Но денег за работу не взял, в качестве оплаты попросил отдать мне остатки старого довоенного механизма часов, которые ржавели на чердаке. Это четыре шестеренки, часть станины, поврежденный осколком рычаг, что-то еще. То есть это примерно десять процентов от механизма. 
За прошедшие четверть века Кучеренко изготовил почти все недостающие детали. Теперь этот механизм работает. В смысле, отсчитывает время. Тик-так, тик-так. 
– Но восстановление еще не завершено, – поясняет специалист. – Нужно еще довести до ума боевую часть. То есть сделать так, чтобы часы били. 
Сколько это займет времени, сказать трудно. Но дело определенно идет к концу. Скоро старинный механизм, который, как предполагает часовщик, был изготовлен в Кёнигсберге, обретет голос. И запоет в полную силу, как в былые времена. 
Никаких планов относительно дальнейшей судьбы спасенной конструкции у Александра Кучеренко нет.
– Просто мне нравится возиться с часами, по сути, в них вся моя жизнь, – улыбается он. 

Надежда и разочарование 

Также в беседе с корреспондентом «СК» Александр Кучеренко предположил, что свой, как говорится, родной механизм сохранился в Гвардейске в часах замка Тапиау, который долгое время использовался как исправительная колония. 
– Как-то раз, в самом начале 2000-х, я ремонтировал часы в Школе милиции (сегодня Калининградский филиал Санкт-Петербургского университета МВД России. – Прим. авт.) и встретился там с электриком, который и рассказал мне, что лично видел этот механизм. Сам-то я в Тапиау, по понятным причинам, не был. Кто бы меня туда пустил?.. 
Речь, насколько можно судить, идет не о старинном тевтонском замке, заложенном в конце XIII века и сыгравшем заметную роль в истории Пруссии (там умер последний верховный магистр Тевтонского ордена и первый светский правитель Пруссии – герцог Альбрехт, здесь бывал основатель английской династии Ланкастер Генрих IV, и там же произошло крещение Великого князя литовского Витовта, там бывал Петр I. – Прим. авт.), а о входящем в ансамбль красно-кирпичном здании, которое было возведено в начале XX века. Тогда уже весь комплекс вместе с замком был тюрьмой. И в советское время он, скажем так, продолжит работу по специальности, полученной в конце XIX века. 
В прошлом году Управление федеральной системы исправления наказаний передало комплекс правительству области, которое закрепило его за Калининградским историко-художественным музеем. 
– Да, мы слышали о том, что когда-то механизм был на месте и даже работал, но сейчас его нет, и где он – неизвестно, – огорчил замдиректора музея Анатолий Валуев. 
Руководитель региональной Службы госохраны объектов культурного наследия Евгений Маслов ответил примерно то же самое. В смысле, еще в нулевых годах текущего века часы на башне замка Тапиау, по некоторым сведениям, были на месте, но сейчас их местонахождение неизвестно. 

«Не представляется возможным»

Житель Гвардейска Олег Ершов (кстати, он потомок знаменитого сказочника, автора «Конька-Горбунка» Петра Ершова. – Прим. авт.) некоторое время работал в исправительной колонии инженером. 
– Я поднимался на башню и видел этот механизм в 2014 году, – рассказывает Олег. – Он достаточно большой – примерно полтора метра. Детали изготовлены из какого-то желтого металла. Возможно, латуни.
Сейчас Ершов водит в Тапиау экскурсии. 
– Недавно я снова поднялся на башню, чтобы снять ролик для Ютуба, но ни механизма, ни стрелок там уже не было, – продолжает он. – Только остатки циферблатов. По словам других бывших сотрудников колонии, он исчез в 2015 году. 
«Страна Калининград» отправила запрос в УФСИН  РФ  по Калининградской области и получила ответ, правда, довольно обтекаемый. «Передача имущества замкового комплекса «Тапиау» происходила в рамках установленного плана, который учитывал неоднократное инспектирование и осмотр территорий всеми заинтересованными сторонами. В настоящее время местонахождение указанного в запросе механизма установить не представляется возможным в силу завершения процедуры передачи имущества», – сообщил врио начальника управления Андрей Мельников. 
В общем, покаконцов не найти. И удастся ли в будущем – большой вопрос. Хорошо, если старинный  механизм исчез, так сказать, целиком. Это может значить, что где-то он работает, служит людям. Хуже, если часы разобраны на детали и сданы в пункт приема металла. 

Куда делись старинные часы замка Тапиау

Калининградский мастер Александр Кучеренко: «Восстановление часов для меня не работа, а удовольствие»

Куда делись старинные часы замка Тапиау

К сожалению, на башенке одного из корпусов бывшей исправительной колонии в Гвардейске (раньше он назывался Тапиау) сейчас нет старинных часов 

В тему
«Страна Калининград» недавно сообщила о том, что в замок Тапиау пришел крупный инвестор – группа компаний «Элмонт», которая при помощи регионального правительства (имеется в виду программа восстановления ОКН и вовлечения их в оборот. – Прим. авт.) рассчитывает привести комплекс в порядок, сделать его туристически привлекательным. Цена вопроса – больше двух миллиардов рублей. Не исключено, что в ходе, образно говоря, реанимации Тапиау не забудут и о часах на башенке. 

Выбор редакции