Местные дальнобойщики делились историями о том, что приходилось стоять по 10–14 дней. Суть проблемы, если говорить просто, – литовские таможенники внимательно осматривали въезжающие фуры, подозревая водителей в нелегальном провозе мигрантов из Ближнего Востока. Дальнобойщики терпели неудобства и убытки. Жители области, сочувствуя им, одновременно опасались дефицита продовольственных и промышленных товаров. Ведь многое в оторванный от большой России регион доставляется на фурах.
Не успели обрадоваться
К счастью, в первые дни 2022 года ситуация потихоньку стала выправляться. Трудно сказать, что сыграло здесь решающую роль – ослабление «миграционного кризиса» или предпринятые региональным правительством меры.Губернатор Антон Алиханов в конце февраля в одном из видеообращений сказал: «Были и пока остаются сложности у наших перевозчиков на границе Литва – Беларусь. Но здесь мы с федеральными коллегами тоже отработали, и сейчас белорусские власти принимают дополнительные меры, чтобы именно нашим, калининградским, российским перевозчикам ускорить прохождение границы, чтобы могли не стоять сутками на пунктах пропуска. Надеюсь, это даст эффект уже в ближайшее время».
– Ситуация и впрямь заметно улучшилась, – признает руководитель занимающейся перевозками фирмы Мэлс Боциев. – Литовцы стали работать на переходах активнее. Но сейчас снова начались проблемы.
Сломался рентген?
Увидеть, насколько они серьезны, можно на российско-литовском погранпереходе «Чернышевское – Кибартай». Журналисты «Страны Калининград» побывали там на прошлой неделе. Очередь, или, как предпочитают говорить на польский (в сторону этой страны мы тоже активно ездим. – Прим. авт.) манер местные дальнобойщики, «колейка», вьется от пункта пропуска на многие километры, доходя едва ли не до Нестерова.«Перед многосторонним автомобильным пунктом пропуска «Чернышевское» образовалась очередь из более чем 300 большегрузных транспортных средств, ожидающих въезда в Литву, и 36 грузовиков – въезда в Россию», – сообщил 16 марта сайт Калининградской областной таможни.
– Стою вторые сутки, – рассказывает дальнобойщик Вячеслав. – С полседьмого утра до трех дня не пропустили ни одной машины. Как долго мы здесь еще будем киснуть, не знаю. У меня скоропорт – мясо, в Санкт-Петербург везу.
О причинах такого положения вещей в очереди ходят разные слухи. Говорят, что все машины просвечивают специальным рентгеном, и это занимает много времени. К тому же, как на грех, этот хитроумный аппарат сломался.
– Не скрою, у многих поначалу была надежда, что большие очереди действительно связаны с какими-то техническими сложностями, но теперь уже никаких иллюзий нет. Дело, похоже, в политике, – считает Мэлс Боциев.
Вячеслав работает дальнобойщиком больше двух десятков лет, но такие «колейки» ему приходилось видеть нечасто
Удобства – в поле
Долгое стояние у погранперехода даже привыкшим ко всему дальнобойщикам дается нелегко.– Запасы еды у нас есть, а в туалет приходится бегать туда, – машет в сторону поля рукой Вячеслав. – Сами понимаете, насколько это «удобно».
И действительно, больше некуда. Биокабинки находятся рядом со шлагбаумом. Водителю, который стоит в самом конце очереди, идти до нее несколько километров.
Рассуждая о том, как очереди на границе отразятся на снабжении Калининградской области, Вячеслав приходит к выводу, что придется нелегко. Есть реальный риск того, что может образоваться нехватка каких-то товаров.
Впрочем, его коллега по несчастью – дальнобойщик Владимир уверен, что дефицита у нас не будет, даже если Евросоюз полностью перекроет сухопутную границу.
– В самом крайнем случае военные наладят воздушный мост, будут нам сюда транспортными самолетами все возить, – смеется он.
Возможно, благодушный настрой Владимира подпитывает то обстоятельство, что в «колейке» он стоит всего один день.
Надежда на паромы
Альтернативой бесконечным очередям на границе многим видятся паромы, которые курсируют от Усть-Луги до Балтийска и обратно. Но здесь все не так просто.– С одной стороны, они несут с собой некую определенность, – объясняет Мэлс Боциев. – То есть ты более-менее понимаешь, когда доберешься до места назначения. Но, с другой стороны, паромы – это слишком дорого. Грубо говоря, я, помимо фрахта фуры, должен заплатить еще за ее перевозку на пароме больше 70 тысяч рублей. Это вместе с билетом водителя.
При этом дальнобойщикам, по словам Мэлса, на пароме часто не хватает каюты. Поэтому они должны добираться до места назначения на поезде или на самолете. Да и груз приходится иногда ждать. И все это время нужно где-то жить, чем-то питаться. То есть перевозчик несет дополнительные расходы, которые, разумеется, включаются в итоговую стоимость товара.
А цены в калининградских магазинах и так ощутимы.
Вячеслав с этим согласен. Однако при этом полагает, что цены на паромную переправу (и на собственно перевозимый в фурах товар) могут снизиться, если паромов будет больше. Напомним, недавно запущен «Маршал Рокоссовский», который 7 марта привез в Балтийск первые 2,6 тонны грузов. Он стал третьим паромом на линии Усть-Луга – Балтийск. В дополнение к «Амбалу» и «Балтийску», каждый из которых вмещает 110 вагонов и 35 грузовиков. Также продолжается строительство парома «Генерал Черняховский».
– Я уже воспользовался новым паромом, – говорит Вячеслав. – Каюта – 10 тысяч рублей. А на самолете до места долететь стоит пять тысяч. Пришлось отдельно от фуры добираться.
По словам вице-президента крупной логистической компании Леонида Степанюка, ситуация сложная и сейчас нужно искать из нее выход.
– Чтобы область чувствовала себя свободно, нужно как минимум десять паромов, – говорит Ле-онид Степанюк. – Это на случай, если обстановка на границе еще больше обострится и по суше ее пересечение станет невозможным. Здесь мы все должны, как мне кажется, работать на опережение.
Вот такая очередь из фур тянется от погранперехода «Чернышевское – Кибартай». Немало калининградских грузовиков везут в большую Россию скоропорт
Как сообщили в пресс-службе Калининградской областной таможни, 21 марта перед пунктом пропуска «Чернышевское» выезд из России ожидало 680 грузовых транспортных средств, въезд – 5. Таможня рекомендует компаниям-перевозчикам направлять порожние фуры через Советск. Там в очереди на выезд с территории РФ стояли 50 грузовиков, на въезд очереди не было вовсе.