10:00

Мошенники вновь активизировались

В редакцию «СК» обратилась пенсионерка из Калининграда Наталья Александровна. 
Она пожаловалась, что по телефону ей предложили сообщить данные о карте, звонивший представился сотрудником ФСБ!
– Я бдительный человек, на слово не поверила и дозвонилась в указанную структуру, где мне сообщили, что подобные звонки от них невозможны! – возмущена Наталья Александровна. – 
А вот мою доверчивую знакомую мошенники смогли обмануть, пожилая женщина потеряла все накопления – 180 тысяч рублей!
Сегодня положение обострилось, мошенники даже используют ситуацию с коронавирусом, рассылая письма и спам-сообщения, делая провокационные звонки с целью получить доступ к персональным данным, сообщениям и банковским приложениям человека. Причем выбирают тему письма, на которую, скорее всего, среагирует получатель. Например, такое сообщение или звонок может содержать предложение купить медицинские маски, дезинфицирующее средство, вакцину, лекарства. Текст письма или сообщения может содержать ссылку, которая ведет на специальный сайт. Его создают умышленно, чтобы собирать личные и платежные данные пользователей. В некоторых случаях при переходе по ссылке загружается вирус, который ворует данные с вашего устройства.
– Обмануть пожилого легко, причем даже при знании историй о мошенниках и обманах,  – говорит психолог Светлана Овсянникова. – Создаются целые схемы, основанные на их психологических и физиологических особенностях. Но из-за возрастных изменений мозга пенсионеры проявляют легковерность в общении с незнакомыми людьми. Мошеннику достаточно назваться социальным работником, полицейским, пожарным, врачом. У многих людей, живших в эпоху Советского Союза, образ этот прочен, помогает жить в относительной безопасности. А так как с возрастом снижается критичность мышления, то он и выходит на первое место. Поэтому пенсионеры с легкостью отвечают на звонки, сообщают информацию о себе, лишаясь крупных сумм. 
Такие особенности головного мозга ни в коей мере не свидетельствуют о мыслительной ограниченности пожилых, это часть естественного старения и выполняет важную роль: придает им оптимизм. Нельзя идеализировать профессии. Жулики работают в любых сферах деятельности, объясните это бабушкам и дедушкам. Пусть они не стесняются задавать много, может, даже и лишних вопросов. 

Как действовать
  • Расспрашивайте звонящего подробно – фамилию, отчество, звание, телефоны начальства, адрес. И попросите перезвонить через полчаса. Если собеседник все же ответил на вопросы, позвоните в названную им организацию, поинтересуйтесь, является ли такой-то уполномоченным к указанной деятельности. 
  • Никогда, ни при каких обстоятельствах не называйте свои личные данные и не давайте денег! 



Выбор редакции