Встречу посвятили одной из актуальных для бизнеса тем – взаимодействию с налоговиками. Как показали выступления участников с разных концов страны, проблемы у всех одинаковые.
В суд почти не идут
По словам калининградского омбудсмена Георгия Дыханова, налоговые органы гордятся тем, что обеспечили рекордные за последние 5 лет темпы роста поступлений в бюджет страны. Но если смотреть на это глазами бизнесменов, для них это усиление налогового контроля.
– В целом по России налоговая статистика говорит, 98% выездных проверок в 2017-м закончились выявлением нарушений, – сказал Георгий Дыханов. – На 75% увеличилось число камеральных проверок. На 73% выросли минимальные доначисления на одну выездную налоговую проверку за последние
3 года: если в 2015-м их средняя сумма по стране составляла около 10 млн рублей, то в 2017-м – уже 17 млн.
При этом бизнесмены все меньше пытаются отстаивать интересы в спорах с налоговиками через суды. За прошлый год таких исков было всего 11 000 на всю страну против 53 000 в 2016-м. По области цифра обращений вообще ничтожна – 24!
– У нас в суд выходят единицы, – говорит Дыханов. – В налоговых это расценивают как согласие бизнеса с их решением, а мы думаем, что это просто неверие в систему. Из 24 обращений в суд со стороны бизнесменов удовлетворены 4 жалобы.
Борьба с однодневками
Среди главных проблем, с которыми сталкиваются представители бизнеса, участники круглого стола назвали борьбу налоговиков с фирмами-однодневками. Войну им объявили в 2012-м, а признаки, свидетельствующие о фиктивной де-ятельности юрлица, ФНС сформулировала лишь в 2018-м.
– Налоговая, например, трактовала, что если ты пришел на допрос с адвокатом, это уже признак фирмы-однодневки. Если по каким-то причинам не пришел – тоже, – рассказал Дыханов.
Сейчас налоговики предъявляют немало претензий по дроблению бизнеса. По словам кемеровского омбудсмена Елены Латышенко, используя специальные налоговые режимы, предприниматель получает возможность конкурировать с «серым» и «черным» сектором, который не платит налогов и за счет этого демпингует цены. Но инспекции дробление бизнеса часто рассматривают как попытку ухода от налогов.
– Когда предпринимателя уличают в дроблении бизнеса, то его рассматривают как нарушителя и могут привлечь в том числе к уголовной ответственности, – говорит Елена Латышенко. – Мы считаем, что это недопустимо. Если предприниматель отражает все операции в бухгалтерском и налоговом отчетах, почему он должен рассматриваться как некто, кто уходит от налогов? Мы видим примеры, когда налоговая приходит с проверкой и делает начисления за три предыдущих года. То есть до этого бизнесмен отчитывался, к нему у налоговой не возникало никаких вопросов, а потом он подвергается уголовной ответственности.
Меняется структура
Георгий Дыханов привел данные работы налоговиков за прошлый год.
– За 2017 и начало 2018-го внесено более 6 000 записей о недостоверности в отношении местонахождения организаций, должностных лиц и участников, и примерно 3 000 компаний налоговая отказала в регистрации. При этом ежегодно в нашем регионе регистрируются от 8 до 10 тысяч компаний и ИП. Выходит, что одна треть из них, по мнению ФНС, однодневки? Думаю, это далеко не так.
В итоге, по словам бизнес-омбудсмена, в регионе сокращается число субъектов предпринимательской деятельности. Если в июле их было более 60 000, то на 10 сентября – уже 57 725.
Меняется и структура бизнеса.
– Если в 2017 г. в регионе было 97 средних компаний, у которых оборот составляет 2 млрд рублей, то теперь их стало на пять меньше. Малых компаний (оборот до 2 млрд) стало на 100 меньше. Зато увеличилось число микрокомпаний. Одним словом, бизнес в нашей области мельчает, а число компаний сокращается.
Нет четких границ
Многие омбудсмены в ходе встречи отмечали важную проблему — отсутствие понятных правил игры для бизнеса.
– В законе, к примеру, отсутствует четкое определение таких понятий, как «дробление бизнеса», «не-обоснованная налоговая выгода», «массовые руководители» и т. д., – высказался бизнес-омбудсмен Орловской области Евгений Лыкин. – Все это приводит к серьезным рискам для бизнеса: многомиллионные доначисления налогов, штрафы и пени за нарушения, допущенные контрагентами, возможное привлечение к уголовной ответственности.
Кроме того, бизнес пребывает в состоянии неопределенности из-за частого изменения налогового законодательства. Поэтому одним из предложений, прозвучавших на круглом столе, стала идея закрепления в законе переходного налогового режима, четкое определение критериев дробления бизнеса, других определений и многое другое. Предложения будут представлены на XII Сибирском налоговом форуме, а затем включены в ежегодный доклад бизнес-омбудсмена Бориса Титова президенту РФ.
Динамика бизнеса в 2018 году
•1 июля – 60 381 предприятие
•1 августа – 57 753 (минус 2 598)
•1 сентября – 57 725 (минус 28)
Мнение
Леонид Степанюк, председатель комитета по транспорту КТПП, руководитель компании перевозок: – Мы все прекрасно знаем, что многие бизнесмены не платят налогов. И эту проблему государство решает как? Усиливая налоговую нагрузку на порядочных бизнесменов, кто и так всегда платит. Считаю, что нужно поработать над тем, чтобы платили все, кому положено, и в той нормативной базе, которая уже есть. Зачем ее ужесточать? Мы этого боимся. Я в бизнесе с 1994 года и вижу, что всю нагрузку берут на себя порядочные налогоплательщики.
А кто не платил, платить и не будет. Многие уходят в тень, не делают отчисления в бюджет и при этом составляют серьезную конкуренцию тем, кто налоги платит. Вот с этим надо что-то делать.
По мнению бизнес-омбудсменов, заниматься предпринимательством в России все сложнее