Ущерб области покрыли частично
Среди всей этой череды неприятностей, пожалуй, единственным светлым пятном была информация о том, что калининградские аграрии получат из федерального бюджета 150 млн рублей – компенсацию за гибель урожая. Такое распоряжение подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, и деньги действительно пришли. Правда, суммы получились меньшие, чем запрашивали фермеры. Свой ущерб местные аграрии оценили почти в 400 млн рублей (как рассказали журналисту «СК» некоторые предприниматели, и эта сумма серьезно занижена), экспертиза Минсельхоза РФ снизила сумму до 302 млн, а в итоге и вовсе выделили половину.
– Податься на субсидии могли все пострадавшие от погоды фермеры. Информацию аграриям доводили управления и отделы сельского хозяйства в муниципальных образованиях, – пояснили в пресс-службе министерства сельского хозяйства области. – Деньги распределялись только между теми, кто предоставил документы о понесенном ущербе.
Кто же получил деньги?
89 сельскохозяйственных предприятий из разных районов, которые выращивают картошку, зерно, овощи, разводят молочный и мясной скот. В десятке с самыми крупными выплатами – агрохолдинг братьев Долговых, бизнесмен Рустам Алиев и другие известные в регионе люди, включая экс-мэра Москвы Юрия Лужкова (его компания ЧКЗ «Веедерн» получила 2 млн рублей).
Конечно, по нескольку миллионов перечислили далеко не всем – самая маленькая компенсация была 24 тысячи рублей. Да и если учесть, что объем потерь сильно урезали, фермеры говорят, что получили скорее деньги за «моральный ущерб», потому как покрыли меньше 10 % от реальных убытков.
Тонули трактора и комбайны
– Не знаешь, за что хвататься: урожай овощей погиб, почти ничего не удалось заработать, а стоимость топлива, удобрений не уменьшилась. Где брать деньги, ведь мы и так в долгах? Точно будем сокращать объемы посадок. Последние два года очень тяжело работать, – признается один из калининградских фермеров, который выращивает овощи.
Впрочем, не все настроены пессимистично, многие сдаваться не собираются.
– На компенсацию я не подавал, всегда рассчитываю только на себя. Прошлый год был тяжелым, потери существенные: с картофеля, основного кормильца, не получил никакой прибыли — все осталось в поле. Не радует и поздняя весна: редиску в теплице второй раз пересеиваем, и второй раз ее прихватывает морозом. Земля в полях оттаяла только на 10–15 сантиметров, ниже — лед. Но обороты сбавлять не планирую: напротив, хочу посадить еще больше картошки, капусты, чеснока. А как иначе? Крупные хозяйства все равно выживут, а мы, мелкий бизнес, если остановимся, тут же пойдем прахом, – делится фермер Андрей Никитин из Полесского района.
Понятно, что посевная будет тяжелая: у людей нет ни семян, ни денег.
– Самая большая проблема — вода, из-за нее не можем начать сезон. В поля по-прежнему не зайти. Прошлую осень вспоминаю с ужасом — такого еще никогда не видела: мы потеряли не только урожай, но и поломали много техники — в грязи переворачивались комбайны, трактора тонули по кабину, переворачивались вместе с прицепами, и мы по нескольку недель не могли их достать. Если была бы хоть какая-то система мелиорации, часть урожая удалось бы спасти, даже несмотря на погоду, – объясняет Светлана Обердерфер, фермер из Гурьевского района. – Уменьшать объемы не хотим. Сроки посадок, конечно, сдвинутся, например, в прошлом году раннюю капусту сажали в конце марта, сейчас это получится не раньше середины апреля. Есть сложности с семенами, картошка ведь утонула — пришлось заказывать в Германии, цены огромные. Я получила компенсацию за ЧС, в течение года выделяли и другие дотации – власти поддерживают. Но общие затраты и риски у нас огромные.
Надежда на мелиорацию
О критической ситуации с мелиорацией говорят не только Светлана и другие фермеры, но и власти: по данным областного министерства сельского хозяйства, больше 30 % земель сельхозназначения у нас регулярно «тонут» и использовать их практически невозможно.
Когда-то все было: немцы оставили нам почти идеальную систему труб и каналов. После войны она сильно пострадала, но в советское время ее более-менее восстановили — в каждом районе в 1980-х годах было по нескольку мелиоративных организаций, в них работали тысячи человек. Осиновый кол вбила перестройка: на осушение и воду в полях перестали обращать внимание. Вот какие цифры приводит областной минсельхоз: если до 1990 года на строительство и реконструкцию мелиоративных систем выделяли 6,5 млрд рублей (по сегодняшним ценам), то сейчас — примерно 0,5 % от того уровня. Не лучше пропорции с деньгами на ремонт и содержание.
Но есть шанс, что скоро дело сдвинется с мертвой точки: добро на программу по спасению нашей мелиоративной системы дали в федеральном правительстве — сейчас она на согласовании в Минсельхозе и в Минприроды. Рассчитана программа на 2019–2025 годы и, по предварительным расчетам, потребует около 13 млрд рублей. Конечно, это пока скорее идея, подробная проработка впереди — но все же надежда лучше, чем ее отсутствие.
От дождей в 2017 году больше всего пострадали Багратионовский, Гвардейский, Гурьевский, Гусевский, Зеленоградский, Краснознаменский, Неманский, Озерский, Полесский, Правдинский, Славский, Черняховский городские округа и Нестеровский район.
Кто получил самые большие компенсации за непогоду (в рублях)
- ООО «Фурмановское», Гурьевский р-н, холдинг братьев Долговых, животноводство – 28,7 млн.
- ООО «Кужель», Гурьевский р-н, холдинг братьев Долговых, животноводство, производство молока – 13,4 млн.
- ООО «СХП Пригородное», Нестеровский р-н, владелец Рустам Алиев, картофель – 8,4 млн.
- ООО «Агро-Нова», Черняховский р-н, владельцы Виталий Суботовский и Лариса Оружева, зерновые и овощи – 6,5 млн.
- КФХ «Калина», Черняховский р-н, владельцы Сергей и Денис Чечулины, зерновые и овощи – 5,4 млн.
- КФХ Лучков В. С., Гурьевский р-н, картофель – 4,8 млн.
- ООО «Невское», Гурьевский р-н, холдинг братьев Долговых, животноводство, молочное производство – 4,7 млн.
- ООО «Малиновское», Гвардейский р-н, коллектив владельцев, разведение скота и производство молока – 4,6 млн.
- ЗАО «Правдинское Свино Производство», Правдинский р-н, входит в норвежскую группу компаний Russia Baltic Pork Invest – 4,5 млн.
- КФХ Мартышкин В. Я., Славский р-н, зерновые, овощи – 4,3 млн.
Фермер Андрей Никитин из Полесска понес большие потери в прошлом году из-за дождливой погоды, но не унывает – собирается посадить еще больше картошки и овощей
Затопило еще осенью, но вода до сих пор не ушла, и это серьезная помеха для посевной