-Михаил Анатольевич, вокруг вашего назначения ходит много разговоров – чуть ли вы не сами, будучи министром культуры, переводом назначили себя в театр...
Досье «СК»
Михаил Андреев родился 7 октября 1959 г. в Калининграде, окончил истфак МГУ им. Ломоносова. Работал старшим пионервожатым средней школы №31 Калининграда, завотделом обкома ВЛКСМ, депутатом городской думы, директором городского Дворца детского творчества. В 2002 году назначен начальником управления культуры администрации области, в 2006-м — областным министром культуры. С октября 2010 года возглавляет областной драмтеатр. Имеет звание «Заслуженный работник культуры РФ».
- Не нужно искать черную кошку в темной комнате. В 2008 году Евгений Марчелли выиграл конкурс на должность худрука, и во время заседания комиссии губернатор Боос спросил: «Кто будет отвечать, если Марчелли вдруг захочет покинуть Калининград?» (Режиссер уже покидал по собственной инициативе пост руководителя театра в 1999 году. – Авт). Я сказал, что отвечать буду я - должностью министра. Когда Женя в августе 2010 года сказал, что уходит в свободный полет (я считаю, что это вполне нормально для людей с творческим мироощущением), я тоже принял решение уйти.
- То есть, не смена губернатора повлияла на ваше решение?
- Заявление об увольнении я написал именно из-за ухода Жени (7 сентября, а о своем уходе Марчелли сообщил СМИ 17 августа, на следующий день, после того как стало известно, что Георгий Боос не попал в списки кандидатов в губернаторы.- Авт). Никаких переводов на другое место работы не было, могу даже показать трудовую книжку (показывает свою трудовую, в которой написано: договор расторгнут по соглашению сторон. — Авт.)
- Как вы попали на должность худрука?
- Написал резюме, программу развития театра, бизнес-план на 45 листов. Их рассмотрели в Минкульте РФ. Я встретился с новым министром культуры области Светланой Кондратьевой и губернатором Николаем Цукановым, и 21 октября состоялось мое назначение.
- Но принято считать, что худрук – режиссер с известным именем…
- Худрук - руководитель, главное лицо, он определяет структуру, штаты, фонд оплаты труда, отвечает за все, что происходит в театре. Вовсе не обязательно худрук должен быть режиссером, который ставит спектакли. Например, Валерий Лысенко, руководитель театра на Бассейной, спектакли не ставит. Конечно, идеально, чтобы в лице худрука сочетались все профессии. Но сегодня дефицит режиссеров, и на первый план выходит следующее: худрук должен соединить режиссеров, актеров и зрителя.
- Получается, что областной театр станет площадкой для разных режиссеров?
- Да, и здесь все будет иметь значение, в том числе число зрителей, приходящих на спектакли. Театр – автономное учреждение, заработки зависят от заполняемости зала. Необходимо, чтобы свои работы в театре ставили местные режиссеры, хотя их очень мало, почти нет. Есть другие пути – заключать договоры на постановки с ведущими мастерами сцены, раскручивать молодых режиссеров, есть еще «Творческая лаборатория» - проект Марчелли, который продолжится.
- Где найдете деньги на приглашение мастеров сцены? Их гонорары составляют сотни тысяч рублей.
- Заработаем. Конечно, мы надеемся и на поддержку руководства области. Из разговора с Николаем Цукановым я понял, что он с большим уважением относится к театру. Кроме того, президент сказал, что власти в том числе будут оцениваться по работе театров. Все это дает нам надежду. Ну и самим нужно делать хорошие спектакли, выгодно их продавать. Ведь люди десять лет ходят на тот же «Номер 13», значит, они хотят бывать в театре, и мы ответственны за наш репертуар. Нужно спрашивать у людей, что они хотят видеть на сцене, так что будем строить заново маркетинговую работу.
- Ваш приход в театр связан со скандалом – вы отказались снять на один день комедию «Номер 13», чтобы вместо нее показать экспертам театральной премии «Золотая Маска» постановку «Двенадцатая ночь». А ведь спектакль Марчелли практически попадал в номинанты «Маски»…
- Участие театра в таком престижном фестивале было бы очень важным событием. Но, на мой взгляд, все, от кого это зависело, не смогли грамотно выстроить работу. Директорам Тильзит-театра, который также заявлялся на «Маску», и областного драмтеатра элементарно нужно было согласовать по телефону сроки приезда экспертов, договориться с актером Виталием Кищенко, который большую часть времени сейчас на съемках в Москве, двумя исполнительницами-мимами из Санкт-Петербурга. Женя Марчелли должен был поставить обо всем этом в известность Михаила Салеса, который исполнял обязанности руководителя театра. Но этого не было сделано.
- Михаил Салес не знал о возможном приезде экспертов фестиваля?
- К сожалению, Михаил Абрамович узнал обо всем в последний момент. Без него кто-то договорился о конкретном дне. Ведь «Маска» даже не выходила на областное министерство культуры, в котором, кстати, шла смена руководства (Михаил Андреев уже уволился, на новую должность еще не заступил. — Авт.). Все получилось без писем, уведомлений, предложений. Сумбур полный. И в этих условиях, похожих на вакханалию, перед Салесом стоял вопрос, что нужно снимать два спектакля, на которые уже продано 400 и 500 билетов соответственно! «Двенадцатая ночь» не стоит в репертуаре, долго не игралась. Поэтому обязательно нужно было репетировать, при этом актерам и режиссеру постановки нужно было быть на месте. Хотя бы один день нужен был для решения сценографических вопросов — тот же бассейн сделать у сцены, гравий привезти, рассыпать. К тому же исполнительница одной из главных ролей Диана Горбунова буквально за десять дней до предполагаемого просмотра родила ребенка, была кормящей мамой. А ей в спектакле нужно было прыгать в бассейн, возникал вопрос, не повредит ли это ее здоровью? Я узнал обо всем этом в тот день, когда был назначен руководителем театра, - за два дня до приезда экспертов.
- Может быть, новому руководству театра не очень хочется видеть на «Маске» спектакль Марчелли?
- Я вам скажу так: никаких палок в колеса спектаклю Евгения Марчелли я не увидел. В результате отсутствия нормального менеджмента пострадал театр и актеры, которые готовы были сыграть спектакль. Причем если уж быть откровенным, я вызвал артистов на разговор по этому поводу. Люди по-разному отнеслись к ситуации. У большинства были большие сомнения, что нужно было сделать что-то в течение двух дней. Более того, я говорил затем с представителями «Маски», и они готовы были приехать в любой другой день. Но оказалось, что в ноябре ни Женя Марчелли, ни девочки из Питера, ни Виталий Кищенко не нашли времени в своем графике, чтобы выбраться в Калининград и показать спектакль.