или Зарегистрироваться
Земляки
2349
0
21 октября 2021

«Я не вредитель и не шпион»

Создатель самодельных самолетов с 16-го раза смог подняться в воздух и рухнул 
В начале октября со старого немецкого аэродрома под поселком Дунаевка Зеленоградского района в небо взмыл маленький самодельный самолет, которым управлял его создатель – 84-летний калининградец Альберт Батуев, старший научный сотрудник Калининградского государственного технического университета.
Полет оказался недолгим. Через пару минут после взлета необычный аппарат рухнул на землю. К счастью, авиаконструктор (он же пилот) остался жив. Спасатели примчались к месту аварии, извлекли Батуева из-под обломков и доставили в больницу. Он, можно сказать, легко отделался – «всего лишь» переломом ноги, и сейчас уже дома. А обломки самолета забрала полиция. Идет разбирательство. 

Очнулся среди обломков

Корреспонденты «Страны Калининград» пообщались с Батуевым у него дома. 
– Как дошли до жизни такой? – спрашиваю. 
– Да вот сам не знаю, – смущенно улыбается он. – Просто всегда хотелось в небо. Тянет. Конечно, можно на обыкновенных пассажирских самолетах летать. Но это совсем не то. Там тебя как мешок с костями везут. А тут ты сам управляешь. Большая разница! 
Всего попыток взмыть в небо с разных аэродромов области у Альберта Дорнаевича было 16. В предыдущие 15 раз даже от земли оторваться не удавалось. 
– А тут получилось! – загораются глаза у Батуева. – Разбежался. Лечу! И легко так машина идет, черт побери! Посмотрел вниз – мать честная! Деревья! Я сверху смотрю на деревья! Но в тот же момент сильно удивился тому, что как бы стою на месте, не двигаюсь. А это что значит? Наверное, сильный встречный ветер. Или самолет круто пошел вверх и затормозился. Но если скорость упадет меньше 50 километров в час – это все! Конец! Я двинул рычаг, чтобы ускориться, но, видимо, сделал это слишком сильно. Чувствую – перехожу на пикирование. Дал ручку обратно и через мгновение понял, что вхожу в штопор. И все. Вырубился. Очнулся уже на земле посреди обломков.

Вспомните Тарковского

За четверть века Батуев сконструировал и создал из подручных материалов два самолета. Он называет их Б-1 и Б-2. В смысле, Батуев. Обломки первого аппарата пылятся в сарае, то, что осталось от второго, пока «под арестом».
– Я прекрасно поднимаю, что я не совсем обычный человек, – признается изобретатель. – И это, поверьте, создает мне массу неудобств. Например, мне сложно общаться с людьми, находить с ними язык. Это сейчас я как-то научился это делать, а в молодости нелегко в этом плане было. Соседи, сослуживцы, просто знакомые меня не понимали. Смеялись иногда. Хотя, если подумать, это нормально. Так всегда было. Вспомните эпизод из фильма «Андрей Рублев» (12+) Тарковского, когда один из персонажей поднимается в небо на воздушном шаре, а толпа народа хочет ему помешать, остановить его. Почему? Зачем? Многие привыкли жить по старинке, согласно традиции. Им сложно воспринять что-то новое, что-то выбивающееся из их представлений о жизни. 
В момент, когда мы с Альбертом Дорнаевичем выходим на лестничную площадку, сверху, словно услышав нашу беседу, спускается соседка изобретателя – Надежда Васильевна. Она приветливо здоровается и говорит, что помнит машинку, которую в 80-х годах смастерил Батуев. 
– Было дело, – кивает головой мой собеседник. – Это веломобиль. Я на нем только по ночам ездил. Днем стеснялся. Не может же взрослый человек на такой ерунде кататься. Стыдно! Однажды у зоопарка в меня врезался мотоциклист. Конструкция моя – вдребезги. Я потерял сознание и в больницу угодил. Разбитый веломобиль в подвале лежал, пока его кто-то не украл. 

Потомок Дерсу Узала?

На вопрос, будет ли он продолжать попытки взлететь, Батуев отвечает уклончиво. В смысле, поживем – увидим. Сейчас главное, говорит, остатки самолета назад получить. Там же детали важные, дорогие. Например, мотор от бензопилы. Чувствуется, что отказаться от создания самолетов ему будет сложно. Это его вторая натура.
– Почему вы не попытались стать авиаконструктором, так сказать, официально? – спрашиваю я. 
– Да как-то так вышло, – пожимает плечами он. – Такая у меня судьба… 
Жизнь, надо сказать, Батуева особо не баловала. Его отца, нанайца по национальности, репрессировали в 1930-х годах сразу после рождения Альберта. В 1950-х реабилитировали, а толку? Человека-то не вернешь…
– Мама у меня русская, по-нанайски я не знаю ни одного слова, – говорит изобретатель. – Читал только книжки по культуре этого народа. Нанайцев вообще очень мало на Земле. И, возможно, я потомок Дерсу Узала из повести Владимира Арсеньева. Почему нет? 

Движение и скорость 

В школе Альберт Батуев хорошо рисовал, и ему прочили карьеру художника. Он думал пойти по этой линии, однако поступить в какое-нибудь «художественное» учебное заведение не получилось. Тогда он обратил внимание на архитектуру. 
– Это поначалу казалось мне выходом, но в какой-то момент я осознал, что архитектура – это статичность, а для меня важно движение, скорость, – рассказывает Альберт Дорнаевич. – И тут выяснилось, что в рыбный институт с серебряной медалью принимают без экзаменов. Так я получил специальность инже-нера-кораблестроителя. Ну и авиаконструктором я, по сути, тоже стал. Пусть и не достиг таких высот, ну и ладно! Значит, не суждено. 
Что до юридической стороны вопроса, то особой вины за собой Батуев не видит. 
– Я не вредитель и не шпион, – уверяет он. – Но если что-то сделал не так, извините. 

09-DSC_2707-2.jpg
Альберт Батуев: «Я прекрасно понимаю, что я необычный человек, и это доставляет мне много проблем»

09-DSC_2695-2.jpg
В 1980-х годах Альберт Батуев сконструировал оригинальный автомобиль

09-DSC_2693-2.jpg
До аэродрома свой самолет изобретатель довозил на автомобиле (фото из архива героя публикации)

Что грозит пилоту по закону

И. о. руководителя Калининградского следственного отдела на транспорте Западного межрегионального следственного управления на транспорте Екатерина Кирьянова сообщила «СК», что сейчас проходит проверка по ст. 263 УК «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена».
Дальше будет приниматься решение, возбуждать уголовное дело или нет. Остальное, как говорится, без комментариев. 
263-я статья имеет много подпунктов и предусматривает серьезные наказания. Крупные штрафы, лишение свободы. Правда, речь, насколько можно судить, идет о случаях, когда кто-то пострадал или если нанесен серьезный материальный ущерб. Но в результате аварии в Дунаевке досталось только самому Альберту Батуеву. Так что будем надеяться на то, что строго его не накажут. 

поделиться
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27