или Зарегистрироваться
Земляки
1116
0
25 июля 2019

Марокко полно контрастов

Гостей здесь встречают молоком с лепестками роз
Вообразить еще год назад, что я отправлюсь в Африку, да еще в гости к дочери, было невозможно. 
Но рулетка судьбы крутанулась именно так, и вот самолет уже держит курс на африканский континент, поскольку там живет моя Катя, вышедшая замуж за марокканского подданного. Королевство Марокко. Оно же Магриб. В памяти – таинственно-зловещие образы «Тысячи и одной ночи», а еще этикетка на апельсине и фильм «Касабланка». Пять часов полета, и вот уже меня встречают дочь с зятем. Едем по ночному городу, и Марокко врывается в открытые окна машины сотнями ярких цветов и пряных запахов.

Все начинается с халвы
Теоретически я знала, что гость в берберском доме всегда окружен теплом и заботой. Но чтобы встречали вот так, всей семьей – мама, папа и две дочки – у входа в дом с молоком на подносе, усыпанном лепестками роз, с объятиями и радостными возгласами! 
Трапеза же начинается отнюдь не с холодных закусок, а с… халвы. В Марокко считается, что халва содействует оптимальному усвоению последующих блюд. А усваивать есть что. На огромном блюде вносится жареная курица и кускус – блюдо из пшеничной крупы. Нам как гостям подали вилки и ложки, хозяева же ели руками. И это не лишено смысла: металлические приборы лишают мясо первозданного вкуса, считают марокканцы и, думаю, не сильно ошибаются. 
Завершилась изобильная трапеза (как и все последующие) непременным марокканским сладким зеленым чаем с мятой. Я к чаю дышу ровно, но марокканский очаровывает, если так можно сказать о напитке. Интересно, что, разливая чай, чайник поднимают высоко над стаканом, чтобы при наливе образовалась пенка, которую здесь называют шапкой. Если чай заварен скверно, «шапки» не будет.
Убранство квартиры – наглядный пример того, как марокканцы дорожат своей аутентичностью. Суперсовременные гаджеты органично соседствуют с национальными орнаментами, которыми щедро украшена мебель. Вообще, что касается аутентичности, то в Марокко она мирно уживается с приметами современности. В этом мы убедились в процессе поездок по просторам королевства.

Движение? Нет, стихия
Один из королей Марокко как-то сравнил свою страну с деревом, корни которого уходят глубоко в африканскую почву, а листья дышат европейским воздухом. Приезжаем в Марракеш и понимаем: а монарх-то был прав. Гуляя по центру, повсеместно видим приметы продвинутого города с широкими авеню, нарядными скверами и авангардистскими скульптурами. Кстати, в Марокко великое множество курильщиков обоих полов. И в кофейнях восседают барышни в мини, джинсах и с сигаретами на отлете. 
Местную специфику быстро начинаешь постигать при переходе дороги. Ибо движение в марокканских городах – сущая стихия. Дивная картина: бравый усатый регулировщик горделиво высится на перекрестке и начисто игнорирует броуновское движение транспорта и пешеходов. Зеленый свет – машины мчатся, не снижая скорости, а между ними споро шныряют пешеходы. Вроде бы проезжая часть должна быть усеяна раздавленными. Ничего подобного. Как прокомментировал этот феномен мой зять, пешеходы и водители чуют друг друга сердцем и мирно сосуществуют. При этом сам он водит очень аккуратно, но к поведению других водителей относится с философским спокойствием.
Граница между городскими джунглями Марракеша и старым городом – легендарная площадь Джемаа-аль-Фна, занесенная в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Площадь пропускает через себя тысячи жующих, пьющих, покупающих и глазеющих. Вот он, дух Востока, во всей своей роскоши и убожестве: заклинатели змей, предсказатели, рисовальщики хной, водоносы в экзотических одеяниях, нищие, попрошайки... Встречаться глазами с большинством из этих персонажей нежелательно, ибо их настойчивость безгранична. Однако под охраной зятя я чувствовала себя вполне комфортно в этом котле африканских страстей. Поела шашлыка среди шумного торжища, получила в дар этнографическую рубаху, сфотографировалась с коброй. Ну что еще человеку нужно для счастья? 

Коты, верблюды, синева
Оказывается, еще для счастья нужны синие города. Это не фигура речи, а факт. Едем в город Шэфшауэн. Машина долго петляет по узкому серпантину. Все выше и выше. Уши закладывает, как в самолете. И вот наконец царство синевы – от лазурного до ультрамаринового. Своим цветом город обязан изгнанным в ХV веке из Испании евреям. Согласно Талмуду, они выкрашивали дома в «цвет моря, похожий на цвет неба», приближаясь таким образом к всевышнему. А еще Шефшауэн – это полчища котов. Одни попрошайничают в многочисленных кафе и ресторанах, другие восседают в торговых рядах на коврах. 
Все помним классическую цитату про город контрастов. Марокко под страну контрастов подходит идеально. Спускаемся с гор и держим путь к океану. Ветрено и дождливо. Атлантика штормит. Ощущение, что в ненастный день занесло в Янтарный или Балтийск. Иллюзия развеивается при виде бороздящих пляж верблюдов. Это их работа: ведь мало кто из туристов устоит перед перспективой прокатиться на верблюде под шум прибоя. Вот и я не устояла.
А еще о далекой родине повсеместно напоминали аисты. Эти пернатые в Марокко были повсюду – на минаретах, дворцах, деревьях и жилых домах. Умиротворяющая картина, ведь аисты – они и в Африке аисты…

12-IMGP6113.jpg
В Марокко аутентичность мирно уживается с приметами современности. А городские площади воплощают в себе такой разнообразный дух Востока 


12-я-на-верблюде.jpg
Океан, верблюд и всадница – корреспондент «СК»

12-IMGP6096.jpg
Национальный колорит присутствует в каждом доме

12-IMGP6087.jpg
В Марокко о родине напоминают аисты

поделиться
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27