или Зарегистрироваться
Земляки
2835
0
19 мая 2023

В ответ на письмо Сталину в больницу прислали лекарство

Написавшая его калининградка таким образом спасла свою маму и других пациентов
Мало кто с лету назовет год, когда его принимали в пионеры. А Нинель Федоровна Соловьева даже дату скажет – 23 февраля 1942 года. Но чтобы это случилось, маленькой девочке надо быть выжить под бомбежками, перенести трудности эвакуации, голод и холод.

В первые дни войны 

– Известие о войне мы встретили в Тульчине Винницкой области, где папа служил начальником почты. 22 июня мы с мамой должны были ехать в санаторий в Евпатории, так как я серьезно переболела ревматизмом. Ждем машину, а ее нет и нет. А потом папа заходит и говорит: «Боюсь, что вы никуда не поедете. Началась война». Через неделю он ушел на фронт, и мы остались вчетвером: мама – актриса в местном ДК, бабушка, мне 9, а брату 3,5 года. В августе узнали, что папа погиб.      
Семья Нинель пережила четыре эвакуации.
– Фронт к нам подходил все ближе, – продолжает она. – Мужчины готовили убежища, но вскоре началась массовая эвакуация. Кому повезло, ехал на машинах, но большинство шли пешком. Помню, женщины протягивали к автомобилям детей: «Возьмите! Спасите»!» – ведь шли в никуда. Репродукторы на столбах передают, что наш город уже взяли. Мы идем, за нами уже бомбят, и тут узнаем, что от одного из населенных пунктов отходит последний эшелон с зерном. Мама договорилась с начальником поезда, чтобы взял нас хоть на открытую платформу. В теплушках мест не было. И в одну из ночей в пути мы попали под бомбежку. Самолет сбросил фонари, стало светло, как днем, а затем начал расстреливать выскочивших из поезда людей. Следом прилетел бомбардировщик, под его снарядами земля вставала на дыбы. Мы бежали как можно дальше от поезда. Когда наступила тишина, кто выжил, пошел к рельсам, а поезда нет! Уехал со всеми нашими вещами.   

Голодали неделю     

Трое суток люди вдоль шпал шли к Рыбинску, откуда уходил последний теплоход в глубь страны.
– Его брали штурмом, – вспоминает Нинель Федоровна. – Нам удалось пробраться. Брата посадили на железную бочку, мы на полу, без багажа, даже подстелить нечего. Еды тоже нет. А к теплоходу трижды в день подвозят горячее питание. Оказывается, на нем едут официально эвакуированные к местам назначения. А мы-то «зайцы»! Мама пошла считать таких, как мы, чтобы просить капитана решить вопрос с едой. Через трое суток 78 «нелегалов» узаконили и стали кормить. Не умерли мы с голоду тогда, потому что мир не без добрых людей. Кто мог, делился. Одна женщина подошла и натянула мне на ноги чулки.  
В сентябре теплоход прибыл в Осу Молотовской области.
– Я только ступила с трапа, а какой-то мужчина обернул меня с головой огромным тулупом и понес, – вспоминает героиня. – Выпал снег, и жители с теплой одеждой встречали прибывших. Расселили по домам, одели. Мама пошла на спичечную фабрику, было не до искусства.    

Мечта тимуровки 

Нинель шел десятый год, и она мечтала стать пионеркой. 
– Я хорошо училась, – говорит героиня. – Мне мама когда-то купила книгу Гайдара «Тимур и его команда», и она прошла через всю мою жизнь, я с детсада играла с друзьями в тимуровцев. Нравилась идея тайком вершить добрые дела.     
В пионеры школьников Осы принимали 23 февраля 1942-го. Собрались не только родители, но и бойцы из госпиталя. 
– И вдруг первой на сцену вызвали меня! Желание стать пионеркой было так велико, что я к клятве пионеров придумала продолжение. Когда его зачитала, грянули аплодисменты. 
После того как повязали галстуки, ребята пошли в госпиталь ухаживать за ранеными – кормили, помогали мыть, убирались, писали за них письма. Такие тимуровские дела.  
К сожалению, мама Нинель заболела. Женщины всю зиму в лесу готовили дрова, и она надорвалась, попала в больницу. 
– Я после школы помогаю с ранеными, а вечером бегу к ней, – говорит Нинель Федоровна. –  Однажды встречает меня ее доктор: «Опять мамочку навещаешь! Ты молодец! А я вот не молодец!». «Почему?» – спрашиваю. А он: «Никак не могу твою маму вылечить». Я ему: «А вы полечите стрептоцидом». Доктор удивился, откуда про новое лекарство знаю. А о нем по радио как раз говорили. «Эх, девочка, его не только в Осе, его в Молотове нет!» – ответил доктор. Я всю ночь думала, чем помочь, а наутро написала письмо в Кремль Иосифу Сталину. Рассказала, как тяжело живем и про лекарство для мамы. 
Спустя время Нинель вызвали с урока к директору.
– А она стала меня ругать, мол, что ты там написала? Нас теперь в райком вызывают!  
Там Нинель тоже спрашивали, кто ее надоумил.  
– Пришел мужчина, как хлопнет дверью – и ко мне: «Говори правду, а то хуже будет! Может, тебе мама приказала или доктор написал название лекарства?». Я ответила, мол, мы же тимуровцы, всем должны помогать! Директор подтвердила, что я создала в школе тимуровскую команду. Тогда секретарь райкома достал сверток: «Неси своему доктору, пусть лечит больных!». Сколько радости было, что больным помогли и что поверили. А мама скоро пошла на поправку. И я, как воспитанная девочка, написала Сталину второе письмо со словами благодарности.         

Вечная вожатая     

В наш край семья Нинель попала в июне 1948-го, так как ранее сюда перевели военчасть отчима.                                             
 – Выехали мы на нынешнюю площадь Калинина, а там будто только бомбежка закончилась, – вспоминает она. – Столбы дыма, пыль, летит земля. Оказалось, бульдозеры разбивали остатки зданий. Поселили нас на ул. Емельянова, в доме, где ни окон целых, ни дверей. Нашли комнату, где хоть потолок был. Какой-то мужчина помог повесить дверь, окна фанеркой закрыли. Утром привезли хлебные карточки, и мы стали жить.
Деятельная 17-летняя Нинель отправилась в райком комсомола, чтобы дали задание. «А пошлем-ка мы тебя в педагогику, – сказал секретарь райкома. – В пятой школе нужно создавать пионерскую дружину». 
– Так как были каникулы, я пошла во дворы и за неделю создала 9 отрядов по месту жительства. Взяла в библиотеке сколько было книг «Тимур и его команда» и раздавала ее ребятам. Так началась моя работа. 
Нинель Федоровна называет себя вечной вожатой. Она всю жизнь посвятила воспитанию молодежи. Занимается этим и сегодня: встречи в школах расписаны по дням, несмотря на то, что в июне землячка отметит 91-летие! Но сначала она вместе с другими бывшими пионервожатыми (у них есть своя организация) отпразднует День пионерии 19 мая.

справка "СК"
В 2022 году в России создали «Движение первых». Оно объединило все молодежные организации и движения страны, в том числе «Юнармию», «Большую перемену», «Российское движение школьников»

1 (5).JPG
В июне Нинель Федоровне исполнится 91 год. Она часто встречается со школьниками, ей есть что рассказать о своей жизни

1 (12).JPG
Наша героиня пишет стихи и издала книги о пионерии и Калининграде   

1 (9).JPG
Юная Нинель сама жила по принципу тимуровцев и подопечных учила тому же

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

1