или Зарегистрироваться
Переселенцы
2972
0
26 ноября 2015

Мама всю жизнь хотела побывать на могиле отца, но так и не успела

Наша читательница Елизавета Чубукова рассказала, что место гибели солдата нашли австрийские волонтеры
Мы продолжаем наш проект «Переселенцы», посвященный людям, которые в разное время переехали в область и для которых она стала домом.
Елизавета Петровна Чубукова пригласила журналистов в гости, чтобы поделиться историей своей семьи. Наша читательница живет в Калининграде, в красивом немецком доме на Каштановой аллее: сохранился великолепный фасад, а внутри – деревянные лестницы и плитка. 
– Это жилье мне когда-то дали от работы, временно, одну комнатку семье из трех человек. Но другого мы так и не дождались, – говорит она. 

Вербовка как шанс выжить
Росла Елизавета Петровна в большой семье: мама, папа и пятеро детей жили в лесничестве Пензенской области. Когда отец, помощник лесничего, ушел на войну, молодая женщина осталась один на один с суровой реальностью и голодом, да еще и с малышами на руках.
– Они с папой очень любили друг друга. Когда мама хотела помогать в уборке сена, отец не разрешал, говорил, что не нужно делать тяжелую работу, еще не пришло время. Как будто знал, что придут непростые годы. Когда мы остались одни, мама Зинаида работала на лесоповале, уставала. За труд давали полведра похлебки, мы, дети, ее мгновенно съедали. Пекли лепешки из лебеды и липовых листьев. И постоянно были голодными, – рассказывает наша читательница.
В последние годы войны добавилась еще и засуха. 
– Корова наша сдохла, теленка загрыз волк. Семья едва выживала. А тут еще и похоронка: отец погиб при освобождении Вены за месяц до Победы, – говорит Елизавета Петровна.
Единственным шансом на будущее женщине показался переезд в Восточную Пруссию. Тогда о вербовке в Калининградскую область говорили повсюду, как и о том, что там дают жилье, подъемные и есть продукты. 
– Маме сказали, что взять нас не могут — в семье обязательно должно быть два трудоспособных взрослых. Тогда она пошла на хитрость: добавила старшему брату в паспорте лишний год. Но об этом как-то узнали, обещали посадить в тюрьму за подделку документов, а нас отправить в детский дом. Правда, потом сжалились и дали «добро» на переселение, – делится собеседница.

В одном классе с немцами
Так семья в сентябре 1947-го поехала в далекие края. С собой ничего не взяли, не было даже обуви, так что на станцию пришли босиком. 
– Сестра рассказывает, что однажды уже здесь в школе всех попросили принести фотографии семьи.  На снимке мы стояли на вокзале в Пензе, перед отправкой, босые. Одноклассники стали спрашивать, где обувь, и она так застеснялась, что пририсовала всем ручкой ботинки — теперь эта фотография в таком виде и хранится в городском музее, – рассказала наша героиня. 
По пути не могли нарадоваться — в поезде давали хлеб, а в центре вагона стояла бочка с селедкой и можно было есть, сколько захочешь! Приехали Фроловы на станцию пос. Жилино, и с двумя другими семьями из Пензы их на военных машинах отправили на хутор.
– Иногда мимо дома проходили немецкие мужчины, наверное, заключенные, и угрожали расправой. Две другие семьи вскоре вернулись на родину, а мы остались, – вспоминает она. 
Потихоньку стали обживаться: братья собирали по округе доски и мастерили мебель, а девочки искали одежду. 
– В школу ходили за 5 км, но после того, как однажды ее чуть не захватили вооруженные бандиты, здание закрыли, а нас перевели в центр совхоза «Лунинский». Там были две учительницы — русская и немка, с нами учились и немецкие дети.
Елизавета Петровна рассказывает, что русские мальчишки первое время часто дрались с немецкими одноклассниками.  
– В нашем доме на втором этаже жила немка. Нас, малышей, всегда жалела, угощала вареньем. Хотя им даже тяжелее приходилось: мы карточки на продукты получали, а они нет. Так что немцы ходили по домам, выпрашивали очистки от картошки. Многие умирали от голода. Мама всегда делилась с ними, чем могла, – говорит наша героиня. – Когда на общественных фермах копали картошку (в 1947–1948 годах своих огородов еще не было), управляющий разрешал нам брать немного домой. Но если кто-то из немцев тоже уносил картошку, их избивали.

Последняя просьба
Елизавета Петровна рассказывает, что ее мама всю жизнь трудилась без отдыха. 
– Была уборщицей, охраняла трактора, а потом стала птичницей — за трудовые успехи ей вручили орден. В свое время родители не позволили ей учиться, сказали, что нужно заниматься хозяйством. Но нас она отправила на учебу, чтобы получили достойные профессии. Так и вышло: братья окончили сельхозтехникум, старшая сестра выучилась на учителя, а я и младшая сестренка стали бухгалтерами, – говорит наша собеседница.
До 1980 года семья даже не знала, где похоронен их отец, Петр Павлович Фролов. Помог австрийский поисковый отряд: волонтеры нашли братскую могилу, прислали фото места. 
– Мама замуж так и не вышла, у нее была одна любовь на всю жизнь. Мечтала побывать на могиле отца, но не успела. Выполнить бы ее последнюю просьбу: привезти на кладбище горсть земли с его могилы. Но денег на поездку в Австрию, к сожалению, взять негде, – поделилась на прощание Елизавета Петровна.  

Приглашаем к участию в конкурсе
Следующим летом мы отметим важную дату – 70-летие Калининградской области. Многие знают хронологию основных событий, цифры, но мы хотим показать, как начиналось становление региона, через судьбы людей, рассказать о первых переселенцах. Потом познакомимся и с теми калининградцами, которые переехали уже в 1990-е, 2000-е и в последние годы. По итогам планируем выставку с фотографиями героев материалов. Мы обращаемся за помощью к читателям: если среди ваших родных или знакомых есть переселенцы, которые в разные годы перебрались в нашу область и готовы поделиться своей историей, архивными снимками, – присылайте информацию на адрес: [email protected] или звоните в редакцию по тел.  99-10-40. Напишем историю вместе! Наиболее интересные рассказы отметим призами накануне юбилея области.


переселенцы.jpg

Елизавета Петровна Чубукова: «Когда мы сюда переезжали, то у семьи не было не то что вещей, даже обуви – на вокзал пришли босиком»

IMG_5133.jpg
Зинаида Васильевна, мать нашей героини, с семьей после переезда в Калининградскую область. Женщина одна поставила на ноги пятерых детей


IMG_5131.jpg
Довоенное фото семьи Фроловых вместе с отцом – вскоре он уйдет на фронт, а потом погибнет при освобождении Вены за месяц до Победы

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

1