Говорили о разном: например, научные журналисты Алексей Паевский и Анна Хоружая – о том, как мы научились улучшать мозг и какие свои суперспособности мы можем прокачать.
Шапочка работает!
Прежде всего разберемся, что можно улучшить в мозге человека. Да много всего – внимание, работоспособность, концентрацию, креативность и умение находить нестандартные решения. Сделать это реально, используя как внешние методы, так и внутренние.– К внешним методам относится все, что помогает нам извне: разные типы стимуляций (приборами, разрешенными препаратами и т. д.) – то, что сегодня называют биохакингом, – рассказала Анна Хоружая. – Ученые умеют снимать сигналы мозга, видеть работу наших когнитивных функций в реальном времени и пытаются на них воздействовать, есть разные виды стимуляций. В экспериментах ученые проводят тренировки, получают биологическую обратную связь и смотрят, к чему это приводит.
– Электроэнцефалография – это снятие показаний активности мозга. К голове человека подключают электроды в виде шапочки (их никуда не вживляют, просто подсоединяют) и снимают сигналы. Чем больше электродов, тем больше участков мозга мы покрываем и тем точнее сигнал. Эксперименты показывают, что человек, концентрируясь на определенном задании (например, проехать в нейроигре на машинке из пункта А в пункт Б или управлять шариком) и, как говорят, управляя силой мысли, действительно прокачивает внимание. Но, увы, опыты показали, что работает это только в лабораторных условиях. Никакие из приложений, которые сейчас в большом количестве продают в интернете, не дают никакого достоверного результата, – объясняет ученый. – Еще один способ – функциональная магнитно-резонансная томография. Она дает нам рисунок активности мозга в режиме реального времени: для этого человека кладут в томограф и включают перед ним экран с определенными заданиями на концентрацию внимания. Пока точно непонятно, работает ли этот метод, у исследователей разные мнения (и, скорее всего, да). Но опять же – только в лаборатории, поскольку томограф стоит огромную сумму денег и весит две тонны!
Главное – не сжечь
Другой популярный метод – транскраниальная магнитная стимуляция – заметно проще и дешевле. Для него нужен модулятор магнитных полей и катушка, которая производит импульсы разной частоты и длительности. Импульсы воздействуют на определенные зоны мозга, и нейроны начинают работать или быстрее, или затормаживаются. Метод работает, но опять же использовать его можно только в лабораториях под наблюдением врачей. А потому используют его активно совсем не для тренировок по прокачке мозга, а для лечения большого депрессивного расстройства и биполярного.Есть стимуляция постоянным электрическим током – штука еще более простая: надел на голову электрод, подсоединил ток и пропустил его через мозг. Он тоже работает, но опасен для дилетантов: если, к примеру, неправильно расположить электроды, эффект может быть обратный – работа мозга резко ухудшится, а можно его и вообще сжечь.
– Есть попытки других стимуляций – инфракрасным лазером и т. д. Но все опять-таки доступно и разрешено только в лабораторных условиях. Что касается разных веществ, то пока таких, что действительно стимулируют мозг и что-то в нем улучшают, нет. Зато мифов много — например, про глицин, который студенты активно глотают перед экзаменами. Это безобидное вещество, вреда нет, но и толку тоже. Если ввести его в мозг напрямую, активность действительно бы улучшилась, но мы его едим – и оно попадает в желудок, потом в кровь. А вот в мозг – нет. В будущем мы ожидаем, что сможем доставлять в мозг вещества с помощью наночастиц, стимулировать его удаленно наноэлектродами. Но все это пока только концепции.
Спите – это полезно
Так что же нам остается? Внутренние инструменты – и они точно работают! Мы можем делать сами с собой много полезного, и инструменты давно известны: сон, изучение иностранных языков, физическая нагрузка, интеллектуальные игры, игра на музыкальных инструментах. По каждому методу есть как минимум десяток крупных исследований и подтверждений эффективности.– Самая важная вещь из всего перечисленного – нормальный сон. Как показывают исследования, у современных людей огромное количество разных расстройств сна. По России статистики нет, а вот в Америке какое-то из них (бессонница, прерывистый сон и т. д.) – у каждого третьего, – рассказала Анна Хоружая. – Сон дает нам массу пользы. Он обеспечивает хорошую память (когда мы спим, идет перезапись полученной за день информации из кратковременной в долговременную память), защищает от деменции (ночью в мозгу идет «уборка» и вымываются разные вредные вещества). Ученые выяснили, сколько именно нужно спать здоровому взрослому человеку — не меньше 7 и не больше 9 часов (в случаях больше или меньше этих параметров увеличивается риск развития респираторных, кардиологических и многих других заболеваний). Оптимальное время сна зависит от возраста: по данным Национальной организации сна США, людям 65+ его нужно чуть меньше – 7–8 часов, а детям 6–13 лет – больше, 9–11 часов (младенцам вообще требуется спать до 17 часов).
Сколько нужно спать в разных возрастах
Возраст Часыдо 3 месяцев 14-17
4-11 месяцев 12-15
1-2 года 11-14
3-5 лет 10-13
6-13 лет 9-11
14-17 лет 8-10
18-64 года 7-9
65 лет и старше 7-8
(По данным Национальной организации сна США)
Инструменты у нас есть
Если говорить про физическую нагрузку, ее польза для мозга давно доказана.– Постоянная умеренная нагрузка – бег трусцой, ходьба – действует на организм как небольшой дневной сон, перезагрузка (поэтому полезно пройтись или пробежаться немного, когда вы сильно устали). Исследований масса, и все они говорят о том, что пресловутые десять тысяч шагов в день дают эффект! Они омолаживают мозг в среднем на один год. Да и вообще, активное движение в среднем возрасте сильно улучшает когнитивные способности в старости, – объясняет Алексей Паевский.
Также хорошо прокачивают память мнемонические приемы (рифмизация, ассоциации, созвучие слов и т. д.), музыка и обучение игре на музыкальных инструментах, обучение танцам или освоение каких-то других движений.
– Мы проводили эксперимент: заставляли учиться играть на виолончели с нуля студентов на протяжении нескольких месяцев по шесть часов в день, – говорит эксперт. – Сканирование их мозга в финале опытов показало, что, независимо от результата (хорошо они освоили навык или играли плохо), у всех улучшились связи между моторной и слуховой корой. Мозг изменился физически! И так происходит каждый раз, когда мы чему-то учимся.
Так что выводы у ученых позитивные: у каждого из нас есть мощные инструменты для улучшения и изменения мозга. Нужно только ими пользоваться!
Обучение танцам или освоение других движений хорошо влияет на нашу память
Справка «СК»
- Анна Хоружая – врач лучевой диагностики, научный сотрудник Центра диагностики и телемедицины департамента здравоохранения г. Москвы, научный журналист.
- Алексей Паевский – заместитель руководителя Центра Компетенций НТИ по новым и мобильным источникам энергии, главный редактор порталов Neuronovosti.ru и Mendeleev.info
поделиться