Новая школа
Таким образом здесь решили отпраздновать дату 19 октября, или Всероссийский день лицеиста. Именно в этот день в 1811 году в Царском Селе открылся первый в России лицей. Он прославился не только тем, что в нем учились многие известные деятели страны, в их числе Александр Пушкин, но и новыми взглядами на образование. Лицей стал учебным заведением более высокого статуса, больших академических возможностей, с особыми взаимоотношениями взрослых и детей. Многие годы в лицее № 49 придерживаются тех же принципов.Вспомнили мы об этом еще по одному поводу – лицею № 49 исполнилось 55 лет. Началось все в далекие 1960-е, когда улица Кирова в Калининграде активно застраивалась «панельками». Сюда съезжались новоселы, и им нужна была школа.
– Старожилы рассказывают, что в 1966-м по улице Кирова еще ходил трамвай, – говорит директор лицея Людмила Соколова. Это учреждение она возглавляет уже четвертый год, а до этого 14 лет преподавала здесь русский язык и литературу. – Школу построили достаточно быстро. Это типовой проект того времени – три этажа и актовый зал, совмещенный со столовой. Сегодня нам уже не так удобно, не хватает кабинетов, других помещений. Мы мечтаем о еще одном корпусе, но понимаем, что в центре города при современных нормативах ничего на своей территории не уместим. Мечта так и останется мечтой. Но главная наша ценность не в стенах, а в людях!
У нас работают первоклассные педагоги. Я с гордостью говорю, что мои коллеги у простой доски с мелом в руках так объяснят предмет, как не каждый в самых современных условиях.
Подтверждение тому – успехи учеников. В 2019 году лицей вошел в ТОП-200 лучших школ России в сфере информационных технологий. А на днях огласили результаты аналитики авторитетного агентства RAEX за 2021 год. У лицея № 49 – 1-е место в регионе за самое большое число выпускников, поступивших в ведущие вузы России.
Смелая тяга к переменам
В современной России лицеи стали появляться также в итоге реформы. В начале 1990-х Закон «Об образовании» позволил школам самим определять и наполнять свои программы. И здесь все зависело от смелости, широты взглядов и подготовки коллектива. В школе № 49 на тот момент была сильная команда во главе с директором Людмилой Григорьевной Осиповой. Вместе они открыли первый в области лицей.– В отличие от школ в лицеях тогда появилась возможность специализации и вариативного учебного плана, – говорит Людмила Соколова. – Можно было больше часов отдать под уроки английского, русского, математики и т. д. Как правило, это делалось под статусного педагога, у которого все хотели учиться. Людмила Григорьевна собирала именно таких. Прежде всего это София Иосифовна Минина, преподаватель русского языка и литературы, Людмила Владимировна Шиханова, учитель математики, и другие. Может, поэтому одними из первых направлений в новом лицее стали филологический и экономический классы.
Нынешний директор как раз в 1990-е попала в лицей на практику, будучи студенткой филфака КГУ.
– Уже тогда о нем говорили, – вспоминает она. – Здесь же действовала лаборатория «Школа – вуз», куда входили ведущие преподаватели университета, в том числе с моего факультета. И мне хотелось здесь проходить практику.
Спустя время Людмила Соколова вернулась в лицей учителем.
В те же 1990-е годы в лицее зародился и медицинский класс. У его истоков была Ольга Этлис, которая более 30 лет преподает здесь биологию и химию.
– Учеников для нового класса мы набирали интересным способом, – вспоминает Ольга Алексеевна. – Интернета еще не было, а в экономическом классе у нас учился Женя Давидсон. Деятельный парень. После уроков он ходил в другие школы и рассказывал ученикам, что в лицее набирают девятиклассников в новый медкласс и как там будет интересно. Мы и правда пользовались открывшимися возможностями. Ездили учиться в Обнинский центр, сотрудничали со Смоленской медакадемией, институтом им. Сеченова. Их преподаватели читали у нас лекции. Дошло до того, что наши учителя входили в приемную экзаменационную комиссию названных вузов.
Ольга Этлис рассказывает, что в 1990-е годы выбрала 49-й лицей из-за коллектива.
– Мой супруг – военный врач, и мы к концу его службы приехали в Калининград из Мурманска. И я выбрала лицей за стабильный коллектив. Здесь именно такой. Мне, как новому учителю, было на кого опереться, с кем посоветоваться. Здесь педагоги «горят» своим делом. И тогда придумывали что-то новое, экспериментировали, и сегодня в этом плане ничего не изменилось.
Пришли молодые
К примеру, сейчас в лицее 12 педагогов, которые работают более 30 лет!– Как в 1990-е годы здесь был стабильный коллектив и было у кого учиться, так и про сегодня я могу сказать то же самое, – говорит директор Людмила Соколова. – У нас сложилась уникальная ситуация – почти 90 % педагогов, а их у нас 102, имеют высшую квалификационную категорию. Остальные коллеги – молодые, у них еще все впереди.
В лицее с радостью принимают молодежь.
– Баланс мы сохраняли всегда, – продолжает Соколова. – Это важно и нужно, чтобы молодым кадрам было у кого учиться, к кому прийти за советом. У нас за каждым начинающим специалистом закреплен опытный куратор, но и в неформальной обстановке всегда есть поддержка. Я и сама это почувствовала, когда пришла сюда после вуза.
Сегодня в лицее работают семь молодых специалистов. Трое из них всего три года назад окончили вуз.
– В этом году мы приняли двух «свежих» выпускников БФУ. Одна из них – Валерия Медведева – наша золотая медалистка. Так что дух лицея она знает как никто другой. И мы рады, что такие выпускники возвращаются к нам в новом качестве.
Валерии Дмитриевне Медведевой всего 22 года, она преподает математику в пятых классах. Но за плечами уже есть работа в Центре для одаренных детей.
– В лицей я пришла учиться в старших классах, когда с родителями переехала из Красноярска, – рассказывает она. – Выбирала его нацеленно, как хороший трамплин в будущее. Хотела поступить на математический факультет по направлению «бизнес-информатика». Все получилось. Уже на третьем курсе приходила в лицей к моим педагогам и говорила, что хочу здесь работать. Сейчас я только вхожу в новую жизнь. Давать уроки каждый день 120 ученикам тяжеловато, но математика – такой интересный предмет. Сама от него в восторге и пытаюсь передать это чувство пятиклашкам. И когда вижу отдачу, это невероятно подпитывает.
Пока Валерия сама была лицеисткой, она принимала активное участие в школьной жизни. Была председателем лицейского совета, который организует различные мероприятия после уроков. Здесь вообще богатая внеурочная жизнь. Но только став учителем, узнала о такой традиции коллектива, как колокольчики. Их дарят всем новичкам.
– Было приятно, как меня чествовали мои же педагоги, – говорит Валерия.
– Традицию заложили в 1990-е, – поясняет директор. – Это пожелание доброго пути, чтобы новый учитель затронул сердца учеников.
Слоган из жизни
Замдиректора лицея Ольга Милорадова – к слову, тоже его выпускница – убеждена, что судьба сама притягивает к ним нужных людей.– Моя жизнь с 15 лет связана с этим лицеем, – говорит она. – Я работаю здесь с 1999 года, а учиться пришла девятиклассницей. У нас читали лекции педагоги вуза и заражали нас своей энергией. Одна Тамара Львовна Вульфович (очень яркий филолог и педагог области. – Прим. авт.) чего стоила. Мы, дети, могли общаться с представителем высшей школы! Это дорогого стоило. И, как результат, наш филологический класс почти полным составом поступил на филфак КГУ. Мы так и продолжали учиться в одной группе! Уже после вуза я шла по родной улице Кирова, а навстречу моя учитель София Иосифовна Минина: «Оля, а иди к нам работать!» И я вернулась в свою же среду. Школа меня, образно сказать, и замуж выдавала, провожала и встречала после двух декретов. Старшая дочь Елизавета в этом году выпустилась с золотой медалью, а сын пошел в 9-й класс. Много лет на моих глазах лицей становится только лучше. Вот честно, когда слышу, что о нас говорят, плечи расправляются! – смеется Милорадова.
В этом году у образовательного учреждения появился слоган «49-й лицей – твоя лучшая команда».
– Девиз вырос из нашей жизни, – говорит замдиректора. – Это касается и лицеистов, и коллектива. У нас было немало ситуаций, которые позволили еще раз понять, что мы команда и будем стоять друг за друга.
Математика актуальна
Поначалу лицей № 49 был больше гуманитарным, а в последние годы здесь стало развиваться математическое направление. Лицеисты успешно участвуют в олимпиадах, конкурсах робототехники и программирования. С ними работают как педагоги лицея, так и приглашенные из вуза.– Мы продолжаем традицию, заложенную еще в 1990-е, – поясняет директор. – Стараемся быть в тренде, учитывать новые веяния в образовании. А сегодня в обществе интерес поворачивается к математике, инженерии.
Как раз из молодых педагогов сейчас здесь сложилась сильная кафедра математики.
– На сегодня мы входим в десятку сильнейших школ региона по математике и русскому по результатам как ОГЭ, так и ЕГЭ, – продолжает Людмила Соколова. – У нас экзамен по профильной математике из почти 200 выпускников выбрали 90, или почти 50 %. Хотя обычно этот предмет выбирают немногие. То есть наши ребята уверены, что они не просто смогут сдать математику, а сделают это хорошо!
В лицее говорят, что постоянно ищут новые формы обучения, подходящие новому поколению.
– В этом году мы, можно сказать, совершили маленькую революцию, – говорит директор. – Речь о предпрофилизации. В современном мире человеку, кроме твердого знания предмета, нужно уметь хорошо адаптироваться в среде, научиться делать выбор и т. д. И нам важно, чтобы дети 7–9-х классов попробовали себя во многих профилях. Потому несколько раз в неделю дети одной параллели расходятся по группам, где занимаются по разработанным нашими же учителями курсам. Они связаны не только с предметом, но и с жизнью, с будущей возможной профессией. И в течение года ребенок может попробовать углубиться в математику, иностранный язык, а захочет, перейдет на физику. Ведь самое главное – научить детей выбору и готовности к выбору, потому что в жизни им придется делать его не раз.
В День лицеиста старшеклассники писали письмо в будущее – чего хотят от жизни.
У Людмилы Соколовой есть свое пожелание:
– Я бы хотела, чтобы наша школа, как и предыдущие 55 лет, оставалась центром притяжения. Не поверите, но у нас работает принцип солнечной системы. К лицею сегодня притягиваются и интересные люди, и идеи, и успешные ученики. Думаю, в том числе в этом секрет нашего успеха.
Поздравляя педагогов с профессиональным праздником, глава администрации Калининграда Елена Дятлова сказала, что школа без учителя – просто здание. И коллектив лицея № 49 это хорошо доказывает уже многие годы
Справка «СК»
В двух корпусах сегодня получают знания 2 280 лицеистов, работают 102 педагога. Среди них:
- 2 кандидата наук;
- 4 удостоены звания «Заслуженный учитель РФ»;
- недавно в лицее появился и заслуженный мастер спорта;
- здесь работают 5 победителей регионального конкурса профмастерства «Учитель года». Первой в 1992 г. была София Минина. В 2020 г. Вероника Асаналиева победила в номинации «Педагог-психолог».
- По результатам ЕГЭ прошлого учебного года 4 лицеиста набрали по 100 баллов, а несколько десятков – свыше 90.
- 31 выпусник 2021 г. – золотые медалисты.
В лицее, который носит сегодня имя погибшего в Чечне командира калининградского СОБРа Вилория Бусловского, уже много лет действует музей боевой славы
Волонтеры из медицинского 11 «Г» показывают на переменах ребятам из других классов навыки оказания первой помощи пострадавшему человеку
Среди выпускников театрального класса много известных артистов. Это сестры Арнтгольц, Артем Ткаченко, Тихон Жизневский, Сергей Друзьяк и Игорь Гудеев
Одна из многолетних и таких красивых традиций калининградского лицея № 49 – вальс на выпускной линейке
фото из архива лицея и А. Мелехова
Реклама
цитата,, :
:В лицее сложилась уникальная ситуация. Здесь почти 90 % педагогов имеют высшую квалификационную категорию
поделиться