Прямо из окон виден остов кирхи Побетен. Так раньше называлось местное поселение. А в 14 км отсюда – место подвига Петра Романова, в чью честь после Второй мировой войны и был назвал поселок. В феврале 1945-го он пожертвовал собой, вызвав на себя огонь артиллерии, уничтоживший окруживших его фашистов. В этих же местах отличился в бою и лейтенант Катин, чьим именем сегодня названа улица в Калининграде. А в братской могиле здесь захоронено больше воинов, чем на мемориале 1200 гвардейцам.
И было бы удивительно, если бы в местной школе не было историко-краеведческого музея. Он здесь есть, да еще какой! Недавно состоялось его открытие после реновации.
– Музей «Память» существует с момента основания школы в 1946 году, – говорит учитель истории Александр Павлов. – Все это время школьники собирали и изучали информацию как о Петре Романове, его жизни и подвиге, так и в целом о богатой истории поселка, который впервые упоминается в летописи в 1258 году. Накануне 75-летия Победы и образования Калининградской области в музее была проведена масштабная реновация.
Новый подход
В итоге музей не только расширил экспозицию, но и перешагнул с ней за порог, превратившись в большое образовательное пространство. Теперь тема памяти о Великой Отечественной войне занимает целое крыло третьего этажа. Даже на стенах и в оконных проемах запечатлены сцены баталий – с необычной идеей оформления помогли дизайнеры.На стенах – краткие итоги значимых битв и операций, красочная инфографика о силах двух армий и т. д. А еще повсюду можно увидеть квадраты QR-кодов. Наводишь телефон на такой – и вот тебе итоги Висло-Одерской операции, информация о взятии Берлина и, конечно, ход Восточно-Прусской операции.
– Современные подростки по-другому воспринимают информацию и работают с ней, – поясняет Александр Викторович. – И мы хотели сделать экспозицию максимально интерактивной и наглядной. А само расширение музея дает эффект погружения в те события. Все это очень помогает в учебной де-ятельности. В конце лета мы стали участниками ежегодной Августовской педагогической конференции, где поделились первым опытом создания такого музейного пространства и планами на будущее. И мы по праву гордимся весьма лестной оценкой проделанной работы со стороны профессионального сообщества. Теперь перед нами стоит задача реализовать новый подход в изучении общественно-научных предметов.
В этом году музей в Романовской школе не только расширил экспозицию – накануне 75-летия Победы состоялась его реновация
Ценный подарок
Учащиеся принимают активное участие в работе музея. Сами ведут экскурсии, проводят исследовательскую историческую работу и участвуют в комплектовании экспозиции. Одну из стен расширенного музея занял проект «Бессмертный полк». Учителя, родители и ученики принесли для него фотографии своих родных-фронтовиков. Здесь же есть портреты первых учителей школы, которые прошли горнило войны. Это Георгий Лазаревич Гербов, Белла Николаевна Хорькова.Многолетняя работа музея дает хорошие результаты. В советские годы школа поддерживала отношения с семьей и родиной Петра Романова. Но потом связь утратили.
– Сейчас мы пытаемся ее восстановить, – говорит Александр Павлов. – И большой радостью для нас стал приезд внучатого племянника героя. В 2019–2020 гг. он дважды побывал в нашем музее, передав в свой первый визит настоящую реликвию – подлинник указа о присвоении звания Героя Советского Союза Петру Романову. А в августе 2020 года при его непосредственном участии прошло открытие обновленной экспозиции. Полученную реликвию мы бережно храним и продолжим работу по укреплению связей с родиной героя. К примеру, с музеем в Алексине.
Кадеты и юнармейцы
Ядром музейного совета школы являются юнармейцы и кадеты. Последних здесь уже три класса – в этом году ряды пополнили пятиклассники.Ребята не только уделяют внимание дополнительным урокам физподготовки и патриотическому направлению, но и сотрудничают с 336-й отдельной бригадой морской пехоты Балтийска, а также участвуют в крупных всероссийских проектах. Среди них – «Дорогами войны», «Мемориал», «Бессмертный полк» и «Пост № 1».
И многое из перечисленного ведется на волонтерской основе. Это движение в Романовской школе развито не первый год. И кроме патриотического у него есть еще одно не менее важное направление – экологическое.
– Наша школа уже три года активно участвует в региональных общественных акциях по высадкам «народных аллей», – рассказывает заместитель директора по воспитательной работе Светлана Терехова. – Последняя прошла в этом ноябре недалеко от школы. Теперь возьмем на себя обязанность следить за саженцами.
Взгляд в будущее
В Романовской школе сейчас строят новые планы. В том же музее мечтают не только пополнять экспозицию, но и выходить на новый уровень.– В рамках музейной работы хотим продолжить сотрудничество с Калининградским морским колледжем, – рассказывает Александр Павлов. – Там есть инициативные ребята, которые также ведут научно-изыс-кательную работу о Петре Романове. Кроме того, уже договорились с соседними школами об обмене передвижными выставками. Словом, идей много, теперь их надо реализовать в условиях пандемии.
По словам директора школы Светланы Анисимовой, обновленный музей как раз и расширит эти возможности.
– Время не стоит на месте и требует от педагогов искать новые формы обучения, – говорит Светлана Владимировна. – Новое музейное пространство позволит нам в более интересной форме проводить онлайн-уроки и конференции, вебинары и другие мероприятия. Причем не только для школьников, но и для педагогов, родителей.
Кадеты из 9-го класса Виталий Третьяк и Дмитрий Гавриков проводят интересные экскурсии в школьном музее «Память»
Учитель истории Александр Павлов: «Музей существует со дня основания школы»
цитата,, :
:В школе сегодня учатся 237 ребят из 14 поселков. Работают с ними 19 учителей
поделиться