или Зарегистрироваться
Обучение
1234
0
16 сентября 2020

Школьники стали «жить» с ноутбуками и гаджетами

Исследования показали, что больше половины детей на дистанте не выпускали из рук гаджеты по шесть часов в день
Тема дистанционного образования остается актуальной — и, увы, не только из-за прогресса и развития: сейчас в связи с коронавирусом классы и школы уходят на дистант.
А потому мнения экспертов о цифровизации особенно интересны — они прозвучали в августе на межрегиональном педагогическом форуме «Человек в цифровом мире», который прошел в Калининграде.

Обратного пути нет

сальсито.jpg
 Энтони Сальсито, вице-президент компании Microsoft:
– В начале года я говорил о том, что ждет нас в новом десятилетии — и представить себе не мог, что серьезно перестраиваться предстоит уже всего через несколько недель. Если раньше мысли о том, чтобы выйти за пределы классов, учиться индивидуально в своем темпе были будущим, то теперь они стали настоящим. Пандемия и дистант показали, что ученики стали нуждаться в педагогах даже больше, чем раньше. Но последним придется менять мышление и принять то, что вернуться в «как раньше» не получится. Смешанное офлайн- и онлайн- обучение – процесс, в котором большую роль играет и преподаватель, и технологии. Как синхронизировать процессы обучения в классе и дистант, как объединить их — вот важные вопросы, которые предстоит решать. 

К стрессу готов!

черниговская.jpg
Татьяна Черниговская, завкафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук, заведующая лабораторией когнитивных исследований СПбГУ:
– Человечество никогда не попадало в такую ситуацию. Были пандемии, но без таких технологий и информационной среды. Мы живем в море информации — и недоверие к ней растет. Скоро в школу придут дети, которые взялись за гаджет в младенчестве: им не нужно объяснять базовые понятия, они знают, где искать информацию. Но их нужно учить в ней разбираться. 
Усложняется и наша сеть общения. Существует «число Данбара» — допустимое количество социальных связей, исходя из размера мозга. Так вот у обезьян социальная группа может быть 50 особей, у нас — 150 человек. А теперь посчитайте количество своих контактов в телефонной книге, включая «виртуальных» друзей в соцсетях? Общение меняется, как и образование: на первый план выходит не запоминание, а понимание. И наши дети должны быть готовы к постоянным переменам, уметь учиться в стрессовых условиях.

Занимались  со смартфонов

Безруких.jpg
Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО (Москва):
– Во время пандемии я провела анализ школьных зум-уроков: брала две московские школы с разными педагогами и возрастом учеников. Первое, что заметила — учителя попытались перенести систему привычной работы в онлайн. В этом нет их вины — перемены произошли слишком быстро. В итоге они строили урок, как всегда, речь не была структурирована, не было четкости изложения. В классе это можно компенсировать, как-то привлечь внимание детей. Но в онлайне свои особенности. Влияет даже то, что на экране лицо учителя находится близко, хорошо видна его мимика (этого нет за партой) — а это дает тяжелое функциональное и психологическое напряжение. И дети отворачиваются от экрана, а значит — теряют внимание. Поэтому-то родители и жаловались, что учитель вроде бы все объяснил, но приходилось делать это заново. Не знали некоторые педагоги, и как использовать разные инструменты: одно дело, когда включаешь элементы на 10–15 минут в обычное занятие, и совсем другое — быть в этом постоянно.
Многие плюсы дистанта не сработали — и стали минусами. Например, доступность и охват. Да, в больших городах с хорошим интернетом все шло гладко, но далеко не везде в регионах он был. Еще для полноценных занятий нужны хорошие электронные устройства, в то время как многие занимались со смартфонов. Это недопустимо: доказано, что долгая работа за такими гаджетами негативно сказывается на здоровье. Большое количество контента тоже иногда работало во вред: если за урок 2–3 раза по 10 минут переключаться с одного типа материала на другой, ребенок не успевает (ему на это необходимо время) – падает эффективность, даже когда материал интересный. 
Мы провели исследование: более 200 тысяч респондентов от Калининграда до Сахалина, родители и дети. Результаты показали, что у более чем половины школьников увеличилось время, которое они тратили на домашние задания, — превратилось в три часа и более. И свыше 50 процентов школьников стали проводить за компьютером более 6 часов! Если до дистанта родители как-то старались ограничить это время, регламентировать, то тут все сошло на нет. У большого процента учеников изменился сон: стал беспокойным, они стали позже ложиться. То есть нарушился режим сна, а ведь, согласно исследованиям, даже 15-минутный недосып нарушает работоспособность человека. Дети стали жаловаться на боль в спине, тревожность, головную боль, перепады настроения, усталость глаз и общее утомление. 
Мы пришли к выводам, что в дистанционной форме нужно сократить время и продолжительность уроков (в некоторых школах делали по 4–5 уроков по 40–45 минут, при том, что 3,5 часа ежедневно у экрана считается компьютерной зависимостью), а также объем домашних заданий. Разработать новую методику преподавания — и над ней должны совместно трудиться физиологи, психологи, методисты. Найти новые варианты обратной связи и индивидуальный подход к оценкам. И многое другое: пандемия обозначила вызовы, на которые еще только предстоит ответить.

Сколько времени в день дети используют гаджеты

ввввввв.jpg


Дистанционное-обучение--(1).jpg
Эксперимент с дистантом в школе показал его плюсы, но появились и проблемы

фото Александра Матвеева, из архива «СК» и с сайта ito-kaliningrad.ru

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3