или Зарегистрироваться
Обучение
1765
0
02 апреля 2020

Вузы ушли в онлайн

Что придумывают для виртуальных студентов преподаватели
Все вузы перешли на дистанционное обучение. Теперь это не казавшееся еще недавно далеким будущее, а реальность. И осваиваться в ней нужно быстро: так получилось, что времени на адаптацию нет.

Справляются все педагоги
В целом переход в виртуальную реальность в высших учебных заведениях вопросов не вызывал. 
– Мы используем разные инструменты: от обмена сообщениями по электронной почте и в мессенджерах до систем онлайн-конференций на семинарских занятиях, – рассказал Владимир Устич, проректор по учебной работе КГТУ. – На электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) размещены методические материалы и ссылки на ресурсы по всем дисциплинам. В перечень бесплатных ресурсов, которые сформировало Министерство науки и высшего образования РФ, входит 710 онлайн-курсов на различных платформах, включая курсы КГТУ на платформе Stepik.
Понятно, что молодые педагоги со всем справятся, а вот что делать возрастным? 
– Работа в ЭИОС не требует «супервысокого» уровня владения информационными технологиями. При этом у нас все преподаватели прошли повышение квалификации именно по такой работе, – успокоили нас в вузе. 
Несмотря на дистанционный формат обучения, периодически некоторые студенты в университет все же приходят. 
– Кратковременные собрания небольших групп людей не запрещены. У нас усилены меры безопасности, аудитории дополнительно обрабатываются и обеззараживаются. Но посещение таких встреч — добровольное. Исключение – лабораторные, которые нельзя пройти онлайн, и определенные занятия у тех выпускников, которым также необходимы очные занятия, – поясняют на сайте вуза.

Блог профессора и студенты-лекторы
В БФУ им. И. Канта разные формы дистанционного обучения применяют давно, так что новость тоже не стала шокирующей.
– Информационно-образовательная среда в нашем вузе функционирует с 2015 года. И это сейчас помогает – большинство студентов и преподавателей в ней уже освоились. Но если раньше электронная система была дополнением к основному очному процессу, то теперь она становится его основой, – рассказала корреспонденту «Страны Калининград» Ирина Кукса, первый проректор-проректор по образовательной деятельности. – Помогает и модульная система обучения: довольно большая часть учебного плана по многим направлениям уже реализована, изучение половины модулей завершено. Что касается занятий, требующих, например, работы на оборудовании, лабораторных, практических, – они будут проводиться позже, когда это позволят внешние условия.
У вуза есть свой банк онлайн-курсов, разработанных преподавателями университета и приглашенными экспертами. И тут все — от философии и истории до физики и теории аргументации. Могут все желающие посмотреть и мультимедийные проекты университета по физике, философии, русскому языку и литературе. Например, в проекте «Наука за минуту» директор института физико-математических наук и информационных технологий Артем Юров рассказывает о промышленной революции, спинтронике и других актуальных вещах. А культуролог и литературовед, профессор Владимир Гильманов заново открывает известные произведения в цикле «Живая литература». 
– Раньше мы использовали асинхронное обучение: преподаватель давал студентам задания, устанавливал виды и формы работ и сроки выполнения, проверял, комментировал, оценивал результат, – пояснил Владас Ионо Повилайтис, директор Регионального центра компетенций в области онлайн-обучения. – Автоматически формировались экзаменационно-зачетные ведомости, электронное портфолио студента, рейтинги. Студент сам выбирал, когда ему задания делать. Теперь же переходим к синхронному обучению, когда группа студентов в одно время по расписанию занимается с преподавателем с удаленного доступа из разных точек. 
– Мне кажется, что информационные технологии настолько же перевернут образование, насколько это сделало изобретение книгопечатания или даже письменности. Это ведь совершенно другая коммуникация. Главное, чтобы это не превратилось в цифровое неравенство, когда кто-то учится только по компьютеру, а кто-то получает элитарное образование, общаясь с преподавателем в аудитории. Человек – существо общественное: личный контакт, развитие эмоционального интеллекта – неотъемлемая часть нашего бытия. И сейчас, сидя дома, мы это особенно остро ощутим и поймем, если все продлится долго, – считает профессор Светлана Лонская. – Студентам я советую серьезно отнестись к новому формату: нужно приучаться к самодисциплине и самоорганизации, действовать в распределенной сети как команда и индивидуально, планировать время. 
И призываю помогать друг другу, в том числе и своим преподавателям: предлагать технические решения, новые форматы и ресурсы.
Все придумывают новые интересные формы. Популярный профессор-блогер Владимир Изранов (у его видеоблога на Youtube около 90 тысяч подписчиков. – Прим. авт.) читает лекции для студентов-медиков через онлайн-трансляции. А студенты-историки записывают лекции для школьников.
– Студенты получают задания, выполняют их дистанционно. Связь с преподавателями отработана. Вводим режим видеоконференций, вебинаров, подкастов. Студенты, будущие историки и филологи, будут готовить видеоуроки для школьников. Это довольно интересный и полезный опыт для будущих учителей, – рассказала Татьяна Цвигун, директор института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта.

Научные бои и конференции
Только занятиями виртуальная студенческая жизнь в БФУ им. И. Канта не ограничивается. 
– Мы запустили конкурс «Экоизоляция»: хотим услышать от студентов, что произошло хорошего в связи с вынужденным «отпуском». Кто-то нашел время почитать любимую книгу, кто-то попробовал себя в роли кулинара. Для победителей конкурса мы приготовили «Коронабокс» с гречкой, туалетной бумагой и другими подарками, – поделилась Екатерина Бакеева, руководитель экологического студенческого объединения «Эйва».
В режиме онлайн сегодня устраивают научные бои для биологов и химиков. А в апреле пройдет виртуальная научно-практическая конференция 
«В боях за Восточную Пруссию: 75 лет Великой Победе». В ней примут участие российские и зарубежные исследователи, специалисты в области военной истории из Института всеобщей истории и других институтов, а также учителя, научные сотрудники калининградских музеев и библиотек.

11-Третьекурсница-БФУ-им-И-Канта-Арина-Шерстюк-изучает-новый-формат-обучения.jpg
Третьекурсница БФУ им. И. Канта Арина Шерстюк изучает новый формат дистанционного обучения

11-Такие-полные-залы-в-вузах-мы-вряд-ли-скоро-увидим.jpg
Такие полные залы в наших вузах мы вряд ли скоро увидим

поделиться
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27