или Зарегистрироваться
Обучение
1400
0
12 декабря 2019

Современная школа: заменят ли учителя роботы?

На круглом столе, организованном газетой «Страна Калининград», эксперты рассказали о том, как меняется образование и развиваются цифровые технологии и как это воспринимают ученики
На прошлой неделе калининградские школьники встречались с областным министром цифровых технологий и связи Алексеем Игнатенко на всероссийском «Уроке цифры». Этот всероссийский образовательный проект направлен на популяризацию цифровых знаний. Каждое занятие посвящено отдельной теме — например, машинному обучению, безопасности в интернете, облачным технологиям. 
Это событие – один из примеров того, как в современные школы приходят цифровые технологии. Сейчас в России реализуется большой федеральный проект «Цифровая образовательная среда». Калининград стал одним из пилотных регионов. На круглом столе газеты «Страна Калининград» с участниками проекта мы обсудили, зачем в селе высокоскоростной интернет и заменят ли роботы учителя.

Единая платформа для всех

Дмитрий Кулагин, начальник Центра информатизации образования:
– Этот проект – то, к чему мы шли долгие годы. Педагоги уже давно используют огромное количество цифровых образовательных ресурсов. Выбор большой, но каждый ищет инструменты сам, выбирает платформы и производителей. Неудобства есть и для учеников: регистрация на каждой платформе, на которой тебе дают задание, запоминание логинов и паролей. Идея «Цифровой образовательной среды» в объединении всех проверенных и отобранных ресурсов в единую платформу. Так решатся как минимум две проблемы: качество материалов и легкость доступа. Скорее всего, на ней будет бесплатный и платный контент, плюс его смогут разрабатывать и добавлять в общую коллекцию сами педагоги.
Доступ будет организован не на отдельной платформе, а на портале «Госуслуги». Для детей создадут личные кабинеты, в которых, помимо цифровых образовательных ресурсов, будет внедряться система искусственного интеллекта. Она отследит индивидуальные достижения каждого ребенка.

«Страна Калининград»: 
– Сколько школ участвует в проекте?

Дмитрий Кулагин:
– Сейчас их восемь, но к 2024 году войдут в проект все. Идет подготовительный этап. Участники получили оснащение — федеральные комплекты в парадигме трех устройств: оно позволяет отображать на гаджетах учителя, ученика и на визуальной стене разную информацию.
Это новый тренд в образовании. Учитель как лектор, ведущий имеет возможность использовать подсказки, планы на своем устройстве, отслеживать на нем же результаты тестов и работы учеников. Визуальное устройство на стене — например, интерактивная доска – показывает демонстрационные объекты. У учащихся на ноутбуках – индивидуальные текст, цифровой учебник и т. д. 

Юрий Малиновский, замдиректора по инновационным технологиям «Школы будущего»:
– Я присутствовал в Томске на официальном запуске проекта. И там говорили о том, что он направлен даже не на насыщение оборудованием, а скорее на полноценное его использование. И о том, что появится доступ к проверенным ресурсам. Сейчас в интернете можно много всего найти, в том числе и «электронные ресурсы», когда учебник или методические материалы просто отсканированы. Ими неудобно пользоваться, и они не дают новых возможностей.

Наталья Тихомирова, руководитель информационно-методического центра гимназии № 7 Балтийска:
– Мы получили оборудование: оснастили два кабинета рабочими местами для учеников, учителя и интерактивными панелями. Это удобные устройства, которые дают учителю больше возможностей для эффективного внедрения в образовательный процесс системы цифровых инструментов. 

Сергей Саенко, учитель информатики и ИКТ школы № 56:
– В нашей школе в рамках проекта обновили и модернизировали компьютерную технику, скорость интернета выросла до 100 Мбит/сек. Новое оборудование мы установили в инженерном классе и лекционном зале. 

Нужен интернет

«Страна Калининград»: 
– Чтобы пользоваться новым оборудованием, нужны специальные навыки? Учителя к нему готовы?

Дмитрий Кулагин:
– В области уровень КТ-компетентности преподавателей высок. В рамках проекта предусмотрено дополнительное обучение педагогов, разрабатывается программа переподготовки, в 2020 году стартует программа по сквозным цифровым технологиям (учителя глубже познакомятся с тем, что такое бигдата, блокчейн, искусственный интеллект и т. д.). В декабре в Москве проходит обучение управленческих команд: большой очный курс рассматривает новые парадигмы образования.

«Страна Калининград»: 
– Насколько я понимаю, для использования оборудования и программ нужен хороший интернет. Он у нас есть во всех школах?

Алексей Голубицкий, директор «Школы будущего» (Гурьевский городской округ):
– В нашем регионе довольно хороший интернет. А вот в других частях страны есть проблемы. Один коллега с Кавказа делился, что интернет у них скоростной, вот только электричество не всегда есть.

Дмитрий Кулагин:
– Одно из требований проекта «Цифровая образовательная среда» - наличие интернета со скоростью не менее 100 Мбит/сек в городе, и не менее 50 Мбит/сек на селе. Сейчас такие показатели только в 30% школ, но этот вопрос решается.

Свой темп и разнообразие

«Страна Калининград»: 
– Насколько устарело оборудование, которое стоит в большинстве школ и подойдет ли оно под новый проект? 

Дмитрий Кулагин:
– Серьезные поставки по проекту «Электронная школа» были в 2006 году. Интерактивные доски, компьютеры практически не устарели в моральном плане, а вот технически, физически износились. Сегодня идет их активная замена.

 «Страна Калининград»: 
– Что дает использование цифровых технологий?

Сергей Саенко: 
– Учителя используют интерактивные доски и мобильный класс, системы онлайн-тести-рования, интерактивные упражнения и дидактические игры. Все это позволяет разнообразить урок, сделать его интереснее. Опять же электронный журнал ведут все педагоги, родители и учителя регистрируются на портале «Госуслуги» для интеграции личного кабинета учащегося и педагога. Набор в 1-е и 10-е классы идет через эту же платформу.

Алексей Голубицкий:
– Цифры дают индивидуализацию, свой темп. У нас есть ученица, которая окончила два года обучения за один. Конечно, она не могла физически присутствовать одновременно на разных предметах, но технологии позволили эту проблему решить.
Помогают они не пропускать материал и тем, кто приболел или по другим уважительным причинам не присутствует в классе. Для детей с тяжелыми заболеваниями мы иногда используем робота-аватара: вместо ребенка он «выходит» к доске, работает в группе. Все это не фантастика, а реальность.

Наталья Тихомирова:
– Развивают технологии и систему дистанционного обучения: на сайте школы мы вывешиваем график онлайн-консультаций учителей – и дети могут ими воспользоваться. Это дает результат.

Мобильники: за и против

Алексей Голубицкий: 
– В связи с развитием цифры считаю нужным обратить внимание на важный момент — запрет (а точнее, официальную рекомендацию) на использование мобильных телефонов на уроках. На мой взгляд, это правило следует пересмотреть: ведь далеко не у каждого ученика в школе есть ноутбук, и поэтому можно использовать их личные гаджеты для учебного процесса. Но тут, конечно, нужно формировать культуру их использования, сразу устанавливать четкие рамки. 

Юрий Малиновский:
– В школах Эстонии, где мы были на стажировке (сегодня эта страна по некоторым параметрам обошла Финляндию – многолетнего лидера в сфере образования. – Прим. авт.) есть положение о ношении мобильных устройств. Они не запрещены, но есть ограничения. Телефоны лежат на парте рядом с учениками, но используются только в определенные моменты урока. Есть даже такая технология «принеси свое устройство»: школьники с них выходят на онлайн-ресурсы, что-то пересылают друг другу и преподавателю, работают с документами в интернет-облаке и т. д.

Главный вопрос – зачем

 «Страна Калининград»: 
– Готовые уроки, видеоматерилы и другой контент в интернете. А не заменит ли со временем учителя искусственный интеллект?

Дмитрий Кулагин:
– Мне часто задают такой вопрос. Отвечаю – никогда! Конечно, если педагог просто ведет уроки только с учебником, просит что-то прочитать, а потом выполнить задание с такой-то страницы – его легко можно исключить из процесса. Но задача современного педагога уже не только и не столько в том, чтобы давать информацию. Он должен преподавать свой предмет интересно, прививать к нему любовь и корректировать индивидуальную образовательную траекторию.
Педагог не должен стать на один уровень с роликом из Youtube. Контента во Всемирной сети сегодня много, и учитель формирует у ребят критическое мышление, объясняет, как его правильно использовать и воспринимать. 

Алексей Голубицкий:
– Соглашусь, что никакие технологии не заменят учителя. Многие крупнейшие университеты мира сейчас выложили в открытый доступ онлайн-лекции своих профессоров. Казалось бы, каждый из нас может учиться в Гарварде — что еще нужно?! Но, по статистике, до обучения доходит 3–5 процентов тех, кто записался на курсы. И это речь о взрослых, а в школах – дети. Им важна мотивация, поддержка, эмоциональное сопереживание. Благодаря появлению цифровых технологий роль учителя не снижается, а, как ни парадоксально, возрастает. 

Наталья Тихомирова:
– Роль учителя – заинтересовать ребенка. А цифровизация, разные приложения, программы, ресурсы — это не замена, а лишь помощник педагога. Только компетентный специ-алист может помочь детям в том, чтобы, выйдя из школы, они могли правильно и с толком воспользоваться благами современного мира. Дать навык непрерывного обучения в любое время и в любом месте. 

Юрий Малиновский:
– Есть задачи, с которыми искусственный интеллект вряд ли справится. Приведу пример: в нашей школе учится парень – толковый, с отличной памятью. Но был увлечен только физикой, другие предметы считал бесполезными. В результате – неуспеваемость по некоторым предметам. Как заинтересовать, улучшить оценки? Мы дали ему возможность реализовать свой проект по любимому предмету и установили на ноутбук программное обеспечение только на английском языке. Чтобы разобраться, пришлось подтянуть иностранный. Потом дошло дело до презентации – и тут он усиленно занялся русским языком. Сработало! Вообще, главный вопрос современных школьников «зачем мне это?». И учитель должен каждому на него ответить.

цитата
,
:
, :
В сети много контента, и учитель формирует у ребят критическое мышление, объясняет, как правильно его использовать и воспринимать

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3