или Зарегистрироваться
Обучение
1666
0
08 декабря 2016

Хабзайки для неудачников остались в прошлом

Сегодня в колледжи и техникумы за достойной профессией идут даже отличники
Газета «Страна Калининград» провела очередной круглый стол. На этот раз темой стало среднее профобразование. Чиновники много говорят о популяризации рабочих профессий, о том, что далеко не всем нужен диплом о высшем образовании. 
Мы решили выяснить, как на самом деле живут современные колледжи и техникумы: идут ли туда школьники, какие специальности пользуются спросом и как выстраиваются отношения с работодателями на фоне кризиса. Участниками нашей беседы стали руководители государственных учреждений среднего профессионального образования (СПО) Калининградской области.

Нужен кинолог? Не проблема!
«Страна Калининград»: 
– Чем сегодня можно привлечь молодежь в техникумы? Вам ведь приходится серьезно конкурировать со средней школой и вузами.
Екатерина Канаева, директор Гусевского политехнического техникума:
– Это непросто, но у нас свои плюсы. Во-первых, для поступления не нужно ЕГЭ, а это, согласитесь, позволяет убрать серьезный стресс для ребенка. Во-вторых, если есть желание работать, мы подготовим к этому на несколько лет быстрее, чем вуз. Опять же образование мы даем максимально практикоориентированное: студент четко понимает, кем будет, а зачастую еще во время учебы находит себе будущее рабочее место. И он знает, с чем столкнется – имею в виду оборудование, другие тонкости профессии. Уверена, что невозможно, к примеру, стать хорошим инженером в области машиностроения, если он сам никогда не стоял за станком.
– А как выбрать, куда пойти? Много где учат на бухгалтеров, поваров и т. д.
Екатерина Канаева:
– С этим как раз просто: у большинства учреждений есть свое направление. Например, для Гусевского агропромышленного колледжа – это ветеринария и сельское хозяйство. Для нас – технология продуктов общественного питания, машиностроение, фармация. Для Полесского техникума – садово-парковое и ландшафтное строительство. 
Валерий Бураков, замдиректора по УПР Гусевского агропромышленного колледжа:
– Чтобы быть более гибкими и реагировать на спрос, в рамках основных программ мы еще даем возможность доп-образования. К примеру, вы получаете базу по ветеринарии, но работодателю нужно животноводство, или есть потребность в кинологе, навыках диагностики и лечения мелких животных – эти модули можно выбрать на последних курсах. 
– Вы упомянули про гибкость. А насколько вообще поворотлива сама система СПО?
Екатерина Канаева:
– К сожалению, система не гибкая, и это проблема. Чтобы открыть новую специальность, нужно пройти лицензирование – в лучшем случае это год, на обучение уйдет еще четыре. В итоге через пять лет будет готов первый специалист. Но сейчас технологии и запросы так быстро меняются, с таким циклом за ними часто не успеть. Я эксперт в федеральной программе, которая выявляет проблемы 
профобразования. Сейчас мы как раз обсуждаем, как сделать систему гибче.
– А кто определяет набор специальностей?
Екатерина Канаева:
– Основной заказчик – государство: оглашается список профессий и количество специалистов, которых нужно подготовить (в государственных колледжах и техникумах в основном бюджетные места). И учебные учреждения участвуют в конкурсе: учитывается стоимость обучения, материально-техническая база, кадры. Но, кроме государства, запрос идет также от работодателей, родителей. 
Марина Евдокимова, замдиректора по УПР Полесского техникума профессиональных технологий:
– Что-то предлагает само время: недавно мы получили лицензию на специальность «мастер ЖКХ, эксплуатация и управление многоквартирным домом», в ее рамках будут и рабочие профессии – теплотехник, водопроводчик. Это новое направление и мало где есть в России, но оно необходимо – мониторинг рынка показал, что управляющие компании нуждаются в такой профессии. 
Екатерина Канаева:
– Такая же история со специалистами по гостеприимству – кадрами для сферы обслуживания. Интерес к области есть, туристов становится больше, и с ними нужно работать. Вообще, министерство образования и науки определило топ-50 – перечень ключевых профессий. Для нас он лишь рекомендация, но очевидно, что основное финансирование пойдет именно на них.

Кто идет сюда учиться
– Долгое время считалось, что СПО – удел тех, кто неважно учится и не сможет поступить в университет. 
Валерий Бураков: 
– Так, наверное, какое-то время назад и было. Но сейчас среди поступающих на отдельные специальности есть даже отличники со средним баллом 4,9. 
Екатерина Канаева:
– Зависит и от учебного заведения, есть узконаправленные и престижные: в том же Калининградском морском рыбопромышленном колледже средний балл не ниже четверки. Но дело не только в престиже: колледжам и техникумам в области часто непросто набрать ребят и потому, что многие хотят вырваться в большой город, уезжают в Калининград и дальше. 
Марина Евдокимова:
– Стало больше приходить мотивированных ребят на специальности, связанные с сельским хозяйством. Оно в области развивается, есть заявки от предприятий. На мой взгляд, переломный момент произошел пару лет назад, когда вузы перешли на систему бакалавриата и магистратуры: по сути, первая ступень университета дает профессию – как и мы. Только времени и усилий на поступление у ребенка там уходит больше. 
– Давайте поговорим о преподавателях – кадров хватает, молодежь приходит?
Валерий Бураков:
– На некоторых специальностях нужны преподаватели-производственники – таких найти сложно. Человек может быть высококлассным профессионалом, но не стать педагогом. Да и по зарплатам нам непросто конкурировать с предприятиями. Молодой преподаватель без опыта даже с приличной нагрузкой в лучшем случае получает 14–15 тысяч рублей. Опытный – в среднем 25 тысяч рублей, но это когда две ставки и лекции практически по восемь часов каждый день. У нас говорят: «За одну ставку есть нечего, а за две – есть некогда».
Марина Евдокимова:
– Тем не менее к нам в этом году пришло четыре молодых специалиста. Требования постоянно растут: например, преподаватели-предметники должны уметь читать свой курс на иностранном языке. А по новым стандартам и студенты должны будут владеть технической документацией на иностранном языке. 

Оборудование напрокат
– Вы работаете в тесной связке с работодателем, как отражается на вас сокращение рабочих мест?
Валерий Бураков:
– Как ни странно, но сейчас работодатели стали больше с нами контактировать и охотнее идут на сотрудничество. Такие крупные компании, как «Автотор», «Мираторг», «Залесский фермер», агрохолдинг «Долгов и К», берут на стажировку детей и педагогов, участвуют в подготовке будущих работников.
Екатерина Канаева:
– В обучении мы используем базу предприятий (например, у «Автотора» есть свой прекрасно оснащенный учебный центр). Ведь еще одна наша проблема – дорогостоящее оборудование, которое быстро устаревает. Мы не можем его часто менять и из-за этого, бывает, отстаем в технологиях. Так что партнеры-работодатели – это выход. Как и использование учебными учреждениями возможностей друг друга: как мы уже говорили, у каждого – свой профиль, а следовательно, и оборудование. Им-то мы и делимся с коллегами.
Валерий Бураков:
– В Германии есть учебные центры профподготовки, в которые производители техники поставляют самые новые модели, там их обкатывают, показывают. А затем заменяют их на новые образцы.
Марина Евдокимова:
– Интересно, что не только мы перенимаем опыт и идеи. Наш техникум участвует в нескольких международных проектах с европейскими партнерами, и к нам на стажировку приезжали педагоги из Германии. Они оценили профориентационную работу со школьниками: сейчас в 7–8-х классах можно познакомиться с разными профессиями, а в 9-м классе попробовать их на практике на базе учреждений СПО. Для них это ново, потому как в Германии студенты раньше не приходили сами, их направляло предприятие. Теперь, на фоне спада в экономике, безработицы, дети стали думать о выборе самостоятельно, и назрела необходимость работы со школьниками.
Екатерина Канаева:
– Да, среднее профобразование становится все популярнее. Но, чтобы тенденция продолжилась, нужна поддержка государства: в том, чтобы создавать позитивный имидж СПО, поднимать престиж педагога и в какой-то форме поддерживать работодателей, сотрудничающих с учебными учреждениями.
– В завершение поделитесь примерами выпускников, которыми вы гордитесь.
Валерий Бураков:
– Их много. Например, отличные специалисты Екатерина Паранина и Дима Каширцев. Они работают в ветклинике «Захаров и Фарафонтова». И их коллега Андрей Беккер – он победил на крупном профессиональном конкурсе в Сочи.
Марина Евдокимова:
– Некоторые наши выпускники остаются работать в техникуме. Например, Павел Щербаков после среднего получил высшее образование в Санкт-Петербургском аграрном университете, сейчас он  старший мастер, руководит одним из подразделений. Наталья Проскурина – преподаватель спецдисциплин и мастер УП в техникуме. Выросли из студентов и успешные руководители: Надежда Непутаева возглавила фермерское хозяйство, Александр Вакась работает заместителем директора МУП «Полесское», а Вячеслав Вуккерт – исполнительный директор фирмы «Агропрофи».
Екатерина Канаева:
– Среди наших выпускников – Алексей Самаричев, депутат окружного совета МО «Гусевский городской округ», сейчас – генеральный директор «УК Вега». Ольга Годованюк окончила техникум с красным дипломом по специальности «экономика и бухгалтерский учет», продолжила обучение в Московском психолого-социальном институте, работает начальником отдела по вопросам миграции в МО МВД России «Гусевский район». 

Только цифры
В Калининградской области в системе СПО:
21 учреждение;
около 100 обучающих программ;
конкурс – от 1,1 до 16,5 чел. на место. 

Самые популярные профессии
Специалисты IT-технологий, сварщики, строители, автомеханики и работники сферы услуг.
По данным сайта profedu.baltinform.ru и министерства образования Калининградской области



Круглый-стол---основное.jpg
Профессия сварщика пользуется спросом как у студентов, так и у работодателей


IMG_5004.jpg
Екатерина Канаева, директор Гусевского политехнического техникума

IMG_5047.jpg
Валерий Бураков, замдиректора по УПР Гусевского агропромышленного колледжа

IMG_5044.jpg
Марина Евдокимова, замдиректора по УПР Полесского техникума профессиональных технологий 

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3