или Зарегистрироваться
Обучение
2546
0
05 апреля 2024

«Мы вернули экологию как предмет»

Школа № 29 сотрудничает со специалистами Водоканала: ребята ставят опыты, а их родители учатся заполнять квитанции 
Школа № 29 на ул. Машиностроительной в Московском районе Калининграда входит  в десятку крупных школ  города и области, сегодня в ней обучается 2 036 ребят.

Успешное соответствие

– Прием заявлений в первые классы стартовал 1 апреля, по плану, в этом году у нас их будет пять,  – говорит директор школы № 29 Алексей Зубов. – На протяжении двух последних лет мы набираем много первоклашек, в прошлом учебном году  было  семь классов в параллели, в этом – девять. Примерно такой же наплыв был в 80-х годах прошлого века, когда район расстраивался. Сейчас история в чем-то повторяется: жилищная застройка уплотняется, много приезжих. Детей порой мы принимаем даже не по своей дорожной карте (согласно прикреплению, в зависимости от улиц. – Прим. авт.), и пока размещать вновь прибывших удается достаточно комфортно. В нескольких параллелях (3-й, 4-й, 5-й кл.) были сформированы новые классы. В начальной школе стараемся сохранять одну смену. Я прекрасно понимаю волнение родителей первоклашек,  которые выбирают школу и учителя для своего родного маленького человека. И вот здесь хочу дать рекомендацию: выбирать педагога надо под ребенка, а не под себя. К сожалению, бывает, наоборот: услышали от кого-то, что преподаватель сильный, и решили, что дочери или сыну это сулит в будущем успех. А ведь здесь надо смотреть на темперамент, характер двух сторон, их соответствие, вот это как раз и даст условия для плодотворного взаимодействия.

10-8-(3).jpg
Директор Алексей Зубов: «История школы вызывает гордость, и ее стоит знать»

Рисуют и побеждают

Образовательная среда в школе обеспечена современной 
мебелью, оборудованием. Есть масса различных развивающих кружков и секций, дающих детям максимум возможностей   проявить себя в разных сферах.
– Большой популярностью пользуется изостудия «Юный художник», в которой преподает влюбленная в свою работу педагог дополнительного образования, преподаватель  изобразительного искусства Юлия Измайлова, – продолжает Алексей Зубов. – В сфере ИЗО мы участвуем во всевозможных конкурсах на различную тематику, в том числе и на региональном уровне, у наших ребят много побед! В школе, в том числе и на стене в моем кабинете, висят рисунки детей. Многие спрашивают: «Почему здесь?» – на что я отвечаю, мол, это же школа, а она – для детей.
Также ребята изучают английский язык, занимаются спортом: легкая атлетика, волейбол, баскетбол. Есть физкультурный кружок под названием «ГТОшка» – детей в самом хорошем смысле натаскивают на сдачу нормативов ГТО, что в будущем помимо крепкой физической формы приносит дополнительные баллы при поступлении в вуз. Часть кружков посвящена информатике, робототехнике, а также музыкальному воспитанию. Много видов дополнительного образования школьники получают в рамках проекта «Умная продленка».
  – Хочу отметить, что его развитию в школе активно содействуют и оказывают финансовую поддержку Комитет по образованию администрации Калининграда, министерство образования  области и региональное правительство, – продолжает директор. – В учреждении для первоклашек работает «Школа без портфеля», по сути, это аналогия продленки. Учитель остается с детьми после занятий, помогает решить вопросы с успеваемостью, дать другие занятия для развития или отдыха.

10-7-(1).jpg
Учитель начальных классов Марина Нивалёнова – бывшая выпускница школы № 29. В этом учебном году она вернулась в нее преподавать детям

«Водный ажиотаж»

В этом учебном году в школе № 29 открылся  Центр экологического воспитания и появился экокласс, в котором на постоянной основе у пятиклашек введен предмет «Экология»,  также ребята посещают тематические внеурочные занятия. 
– Считаю это важным и как никогда актуальным событием, – уверен Алексей Максимович. – Недавно мы были с коллегами на  Всероссийской конференции по экологическому образованию им. Вернадского в Москве, там  выступало много ученых, и все сошлись во мнении: «Плохо, что  экология как предмет ушла из учебного плана в школе». Мы – вернули. Руководителем Центра и классной экокласса стала биолог-эколог Нина Каталымова, педагог, истинно влюбленный в природу, а значит, способный привить это чувство своим ученикам, дать знания, которые помогут ее изучить и сохранить.
А началось все в 2022 году, когда во многих калининградских школах Водоканал организовал проект «Чистая вода».
– Приняли в нем участие и мы, – рассказывает Алексей Зубов. – Отмечу, что предприятие действительно заинтересовано в качестве воды и в том, чтобы дети вырастали думающими потребителями. В рамках проекта его лаборанты рассказывали школьникам про свойства воды,  устраивали мастер-классы, на которых проводили с ней разнообразные опыты. После цикла таких встреч детям раздали бутылки, в которые им предлагалось набрать воды в любом месте области и обозначить его на наклейке – она была на выданной таре. И ведь можно было ожидать, что кто-то просто выкинет бутылку, ведь никаких обязательств перед сотрудниками Водоканала не было… Но нет! Наши ученики проявили живой интерес и приняли ответственное участие в предложенном действе. Причем воду в школу несли и дети, и их родители, набирали они ее не только дома, но и в разных водоемах Калининграда и области, у бабушек на даче, в гостях у друзей и т. п. В итоге все это огромное количество воды даже помогали грузить в машину Водоканала школьники из Совета старшеклассников.
Получив образцы и сделав исследование, Водоканал составил карту воды нашей области. Ее можно посмотреть на сайте организации.
– И, что самое важное, дети фактически приняли участие в составлении этой карты, ведь именно они указывали точки, где были взяты пробы воды, – продолжает Алексей Зубов. -
На этом история могла бы и закончиться, но снова нет! «Водный ажиотаж» не утихал! Ко мне постоянно подходили дети и спрашивали: «А Водоканал к нам еще приедет?». И я понял, что тема их глубоко затронула… А раз есть такой истинный интерес у ученика, значит, надо направить его во благо образования. Тогда я обратился к главе Водоканала Армену Мурадянцу с предложением о сотрудничестве, он, как человек неравнодушный и стратегически мыслящий, услышал мою идею об образовательном взаимодействии, казалось бы, на первый взгляд таких разных структур: Водоканала и школы.  В течение двух месяцев мы разработали и написали совместную экологическую программу.

10-1-(2).jpg
Кабинет для занятий экокласса оснащен электронным оборудованием

Теплица и стадион

За счет собственных средств в школе отремонтировали кабинет биологии: начиная от смены полов до обустройства в нем лаборатории. Благодаря спонсорской помощи Водоканала оснастили ее электронным оборудованием, позволяющим определять различные параметры воды и земной поверхности, и даже приобрели теплицу, чтобы выращивать зелень и цветы, одновременно познавая науки. Сегодня ребята из экокласса общаются с сотрудниками Водоканала, на постоянной основе проводят с ними и с учителем много опытов с водой.
– Если несколько из них решат по окончании школы встать на стражу экологической безопасности в той или иной роли, это уже победа! – считает директор школы. – Вне зависимости от профессии они будут понимать, что необходимо для сохранения природы и как это сделать. В программе предусмотрена и работа с родителями, сотрудники Водоканала подробно расскажут им, как рассчитываются квитанции. Это и про грамотность, и про доверие.
В прошлом году был отремонтирован полностью пришкольный футбольный стадион.
 – И мы готовы принимать для занятий спортом горожан, при условии что они будут ответственно относиться к его использованию, – говорит Алексей Зубов. – К сожалению, не все «находят вход», и нам приходится регулярно заваривать ограждение, случаются и другие казусы. И все же мы готовы идти на встречу. Посещать стадион  можно до 8 утра – начало первой смены у школьников – и после занятий: с 19.00 до 21.00, вход через центральную калитку. 

10-3-(2).jpg
Стадион в учебное время занят школьниками, но и для горожан выделено время

10-3-(8).jpg
Спорт заряжает ребят бодростью!

Историческая гордость

Большое место в воспитательной работе отводится патриотическому воспитанию. Пять лет школа  сотрудничает с Калининградским пограничным институтом ФСБ России.
 – В рамках школьной деятельности кадетские классы посещают его исторический 
музей, видят материально-техническую базу, имеют возможность общаться с военнослужащими. Ансамбль песни и пляски  «Пограничник Балтики» регулярно дарит школе музыкальные подарки, – рассказывает директор. – Общение с военнослужащими остается в памяти учеников навсегда, и многие после поступают в профильный вуз, связывают с этой профессией жизнь. С другой стороны, учеба в кадетском классе необязательно предопределяет военную карьеру, профессия может быть любой, важно, что кадет вырастет разносторонним человеком.
В школе есть небольшой музей, посвященный истории области. Недавно туда добавилась еще одна ее страница: памятная табличка о выпускниках школы,  погибших на СВО и награжденных орденами Мужества посмертно – Егоре  Исакове и Никите Бобрышеве. Теперь имена героев носят кадетские классы. 
– Мы на связи с родителями, стараемся поддержать эти семьи, оказать внимание и дать понять, что никто не забыт, – говорит Алексей Максимович. – Так сложилось, что у нынешней школы № 29, расположенной в трех корпусах, которые были открыты в разные десятилетия прошлого века, богатая история и много директоров. Я сам ее бывший выпускник, здесь училась моя сестра, друзья, помню многих учителей, по сути,  школа для меня – жизнь, потому ко всему, что происходит в этих стенах, отношусь с особым трепетом. Было принято решение сохранить историю школы. Буквально по крупицам мы собрали основные вехи и информацию об этом разместили на стендах. В становлении музея во многом помогли ветераны педагогического труда: учитель начальных классов Надежда Лузова, директор школы № 27 Татьяна Фроликова. Удалось отыскать старые фотографии и даже первый протокол педсовета 1981 года, написанный от руки. Признаюсь, за это берет гордость! 

10-photo_2024-04-02_11-42-08.jpg
Обучение в кадетском классе не всегда предопределяет военную карьеру, но разностороннее развитие обеспечивает 

В педколлективе школы нет текучки, этому способствуют благоприятный психологический климат и достойная заработная плата. В целом педагогов в школе хватает – это 93 человека, при этом здесь готовы  принять на работу учителей математики, русского языка и литературы.
– Учителя постоянно повышают квалификацию, у многих высшая, первая категория. Со своей стороны я стараюсь давать им максимально возможную свободу, поскольку это творческие люди. Жесткий контроль их не мотивирует, а вызывает лишь стресс и разрушение, – говорит директор школы. – Отрадно, что к нам идут молодые педагоги, даже собственные выпускники. Яркий пример: учитель начальных классов Марина Нивалёнова,  которой я сам преподавал в третьем классе. Помню, что она уже тогда отличалась внутренней серьезностью, ответственностью, была способна вести за собой. Приятно, что система образования пополняется молодыми кадрами. 
ПоДдержка и Мотивация
Сегодня у них есть подъемные: получивший высшее образование и впервые пришедший  работать в школу учитель получает 200  тысяч рублей, средне- профессиональное – 100 тысяч, при этом три года они должны отработать в образовании.
– 2023-й был объявлен Президентом РФ Владимиром Путиным «Годом педагога и наставника», уверен, благодарно все педагогическое сообщество. Проведена огромная работа, в ходе различных семинаров и мастер-классов опытные наставники оказали поддержку учителям, которые пришли на работу впервые, и тем, кто имел мало опыта и начал свою деятельность после профессиональной переподготовки. При этом наши учителя всегда готовы подставить плечо коллегам, чтобы молодой специалист не растерялся, чтобы его труд был плодотворным. Особенно сложно, как правило, приходится учителям начальных классов, которые помимо детей много контактируют с родителями и другими членами семьи ребенка, как на родительских собраниях, так и в ходе ежедневной деятельности. Старшие товарищи помогают им  грамотно выстроить концепцию поведения и взаимодействия. Хочу отметить, что нагрузка на учителя сейчас большая, а ответственность – на уровне государственной задачи. Мы достойно закрыли прошлый учебный год, отметив его концертом Калининградского областного оркестра русских народных инструментов. Хотелось сделать для педагогов праздник, поднять мотивацию и дать ощущение, что все не зря. И это удалось! Будем продолжать в том же духе! – подытоживает Алексей Зубов.

10-4-(3).jpg

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3