или Зарегистрироваться
Общество
2561
0
12 января 2020

Евгений Дятлов: «Творческая жадность и азарт – это мое»

При этом известный актер признался, что в режиссуре он себя не видит
В Кафедральном соборе в рамках фестиваля «Декабристские вечера» состоялось театрально-музыкальное действо «Ужин в четыре руки» (6+). 
В центре внимания диспут двух гениев – Генделя и Баха. 
С корреспондентом «СК» исполнитель роли Баха Евгений Дятлов поделился мыслями о причудливости актерской доли, природе зла и многом другом. 

Все начиналось с рок-н-ролла 

– Евгений, вы в Кафедральном соборе выступаете не впервые. Какие ощущения?
– Удивительные! Когда в прошлом году я читал здесь отрывки из Данте под аккомпанемент органа, это стало одним из самых ярких впечатлений в моей карьере. Это было наслаждение и огромный заряд радости. И вот теперь опять погружение в эту волшебную атмосферу, да еще в роли Баха…

– Так о чем дискутируют Бах и Гендель?
– Бах бессребреник, фанатичный труженик. А Гендель – человек светский, вся его жизнь – рядом с правителями. Поэтому дискуссия между ними неизбежна. Но в конце концов вышло так, что они оба остались в сокровищнице нашей памяти. А еще это история о неисповедимости судьбы.

– Мне кажется, это и о вашей жизни. Ведь у вас начиналось все не с кино и театра, а с рок-н-ролла…
– Рок вошел в мою жизнь рано и надолго. В школе у нас был ансамбль, и мы пели то, что нашей душе было угодно: «Битлз», «Машину времени», «Дип перпл», «Дорз». Это было в кайф, и я хотел, чтобы так в моей жизни было всегда. Для взрослых я должен был обрести серьезную профессию, чтобы они успокоились. Больше ни для чего! Поэтому поступил в университет на филологический факультет. Но и там нашел ансамбль, в котором опять-таки пел рок. Потом были армия и завод – музицировал и там. 
Но в один прекрасный день я подался в Питер, тогда Ленинград. Там даже успел поиграть в «Аукцыоне» и решил поступить на эстрадно-джазовый вокал в музыкальное училище им. Мусоргского, но набора не было. А рядом с училищем был Ленинградский институт театра музыки и кинематографии – туда и поступил с первого захода. Так и началась моя актерская жизнь. 

– И как в рок-н-ролльную стихию вторглись фрак, бабочка и лирические романсы? 
– (Смеется.) Все началось с застольных песнопений. Во время разнообразных посиделок я с таким воодушевлением пел романсы, что мне стали говорить – мол, тебе это надо исполнять со сцены. Вот так мало-помалу сложился мой нынешний репертуар и нынешнее лицо как исполнителя. 

Захватывающая задача

– Когда знакомишься с вашей биографией, возникает ощущение некой творческой жадности. Вы хватаетесь за многое: тут и сцена, и кинематограф, и бокс, и сегодня разнообразные проекты. «Точь-в-точь» (0+), например.
– Ну да, творческая жадность и азарт – это мое. Участие в «Короле ринга» (0+) – это исполнение моей детской мечты стать боксером. Что касается «Точь-в-точь» (0+), то участие в нем стало для меня решением захватывающей актерской задачи: в самом себе «прорваться» в чужой образ, почувствовать реперные точки другого человека. В какой степени энергия сочиненных кем-то слов передается твоим голосом? Для меня это бесконечно интересно. Это не тупое копирование, но и не пародия. По сути, это та же история, что и при подготовке спектакля, когда вы разбираете персонаж от и до. И вот в условиях этой игры я перепел и Георга Отса, и Френка Синатру, и Тома Джонса, и даже в образе Яна Гиллана спел нетленный «Дым над водой».

– А какие из этих образов были «на сопротивление»?
– Прежде всего Сюзан Бойл, в образе которой я пел песню «Роллинг Стоунз». Очень сложной для меня была работа над образом Владимира Высоцкого. Я исполнял «Кони привередливые» и мучительно искал, какой же персонально для меня Высоцкий. 

Линия защиты для злодея

– Широкому зрителю известны ваши персонажи со знаком плюс. При том, что что вы пере-играли целую обойму злодеев. В частности, Свидригайлова в «Преступлении и наказании» (12+) в МХТ. Известно, что актер – адвокат своего персонажа. Вы, готовясь к роли, разрабатываете «линию защиты»?
– Конечно разрабатываю. Адвокат – это в том смысле, что, играя того или иного злодея, необходимо понять корни преступления. А понять это, как известно, и простить. Как это – «И милость к падшим призывал!» Для актера призыв к милости – вещь необходимая. Как и понимание того, что человеческая природа многогранна – сильна, но и слаба. 
Мы часто все, что вроде нас не касается, выносим за скобки социума. Это не наше, а следовательно, ниже нас. А если социум записал тебя в плохие, то ты приговорен, и назад хода нет. В этом, по-моему, корень многих преступлений…

– Есть ли мысли еще поэкспериментировать?
– Мне лично на сегодняшний день хватает и ролей, и проектов. Но в последнее время мне стали усиленно советовать податься в режиссуру. 

– А что дало советующим такие основания?
– Очевидно, моя склонность к аналитике. При этом в режиссуре я себя не вижу. Знаете, есть такой эффект Даннинга – Крюгера. Когда человек достигает потолка своей некомпетентности, но не может этого понять. Это тяжелая история, которой я страшно боюсь – быть некомпетентным и не отдавать себе в этом отчета.

– Между тем актеры то и дело принимаются за режиссуру. Что, по-вашему, побуждает их к этому? Честолюбие?
– И честолюбие тоже. Но нередко это просто комплексы: актер натерпелся всяческих неудач с ролями, наслушался критики и надеется взять реванш в качестве режиссера – хочет властвовать и быть ведущим, а не ведомым. И пребывает в заблуждении, что прекрасно понимает, как манипулировать актерами…

– Вспомнился режиссер народного театра из «Берегись автомобиля» (0+): «Кого мы только не играли в наших коллективах!» А кстати, никогда не возникает желания сыграть что-нибудь дурацкое типа персонажа «Тупой и еще тупее» (16+)?
– Это, конечно, заманчивая история. Но, знаете, в последние годы у нас вся комедийная тема сосредоточилась в отдельной нише, которую благополучно заняли бывшие кавээнщики и резиденты «Камеди Клаба» (18+). Меня в эту нишу совсем не тянет. А в качестве ответа на ваш вопрос: именно сейчас ставим спектакль по пьесе Вуди Аллена «Остров заблудших душ» (18+). Работаю в замечательной команде: Ольга Прокофьева, Андрей Ильин, Юля Меньшова, Ольга Богомазова. Это тот юмор, который мне близок. Надеюсь, что зритель воспримет его.

Справка «СК»
Заслуженный артист России Евгений Дятлов родился в 1963 г. в Хабаровске. С 1971 г. жил на Украине, где окончил школу. 
Получил музыкальное образование, изучал французский язык. В 1990 г. окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Одновременно занимался рок-музыкой. С 1992 г. – артист Санкт-Петербургского государственного молодежного театра на Фонтанке. 

12-в-номер.jpg
Евгений Дятлов: «Для актера необходимо понимание того, что человеческая природа многогранна»
цитата
,
:
, :
Вся комедийная тема сосредоточилась в отдельной нише, которую благополучно сегодня заняли бывшие кавээнщики

поделиться
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27