или Зарегистрироваться
Общество
663
0
18 июля 2018

Дмитрий Астрахан: «Прежде всего я вижу самого себя и свои эмоции»

Известный постановщик не исключает возможности повторного сотрудничества с областным драматическим театром
Ккинокартинам «Ты у меня одна», «Все будет хорошо» можно относиться по-разному. Но несомненно одно: они безупречно отражают дух смутной постперестроечной эпохи. 
Постановщик этих и других лент Дмитрий Астрахан стал одним из гостей кинофестиваля «Балтийские дебюты». Причем «гостеванием» дело не обошлось: известный режиссер провел первый в истории фестиваля мастер-класс, на котором в весьма экспрессивной форме поделился с собравшимися соображениями о современном отечественном кино. Пообщался с режиссером и корреспондент газеты «Страна Калининград».

Режиссер и актер – кровные враги

– Дмитрий Хананович, в 1990-х  годах вы поставили в нашем театре драмы спектакль «Леди на день». Почему выбрали именно эту пьесу?
– Это очень человеческая история, что зритель всегда ценит. В этой пьесе есть вера в то, что чудеса все-таки случаются с человеком – вне зависимости от того, знатен он или же торгует яблоками.

– Как работалось с нашими актерами?
– Легко, потому что в труппе много сильных исполнителей. А с Татьяной Золотковой так и сотрудничаем. Она блестяще сыграла Виолетту в моем фильме «Тартарен из Тараскона».

– Вы и постановщик, и актер. То есть то и дело находитесь по обе стороны баррикад. Это облегчает жизнь или осложняет?
– Непростая история. В действительности режиссер и актер – кровные враги. И в каждом актере наряду с амбициями сидит режиссер, который противится диктату со стороны, особенно если режиссер моложе актера. А без диктата, как ни крути, здесь никак. 

Принцип Бродвея

– Вы как-то сказали:  «Хочу, чтобы мое кино смотрели все, а не избранные». 
– Это абсолютно так! Мне чуждо так называемое интеллектуальное кино и арт-хаус. Не хотелось бы оказаться на месте бедолаг-режиссеров, которые сидят на закрытых показах. Для кого такие фильмы? Зритель должен понимать героев, переживать за них, волноваться, смеяться, плакать, а не разгадывать ребусы. Мне  нравится принцип Бродвея – легко говорить о сложном. И меня поражает, когда высокомерно и презрительно говорят о тех, кто собирает стадионы. А вы попробуйте собрать стадион!

– Каким вы видите своего зрителя? 
– Я прежде всего вижу самого себя и свои эмоции. Я могу довериться лишь себе: если я плачу, то, наверное, заплачет и зритель. Если я смеюсь, наверное, засмеется и он. Дальше возникает лишь один вопрос: насколько правильным индикатором ты являешься? Чеховский Треплев ведь тоже думал, что поставил драму, а поставил ахинею. Это иногда бывает со студентами, с молодыми авторами, которые присылают мне какие-то истории. Автор видит одно — даже сняв фильм или реализовав пьесу, а все остальные видят другое. Драма? Безусловно. Но ведь в этом и есть магия искусства – когда зрители разных национальностей и сословий превращаются в нечто единое. 
Отличный пример: когда Мольер выходил, кланялся и говорил: «Почтеннейшая публика!», кто сидел в зале в этот момент? Король в ложе, а на галерке и в амфитеатре – подмастерья, купечество, дворянство – все слои общества. И решительно все они были для Мольера почтеннейшей публикой. И все эти такие непохожие ни по статусу, ни по воспитанию  люди  должны были смеяться и плакать в одном и том же месте. И ни Мольер, ни Шекспир не делили зрителя на  презренную толпу и избранных.

Игра в жизнь

– А как вы реагируете на критику ваших работ?
– С критиками вообще сложная история. Мне кажется, они часто боятся самим себе признаться, что им нравятся мои фильмы. Самый показательный случай после премьерного показа «Ты у меня одна». У некоторых критиков на глазах были слезы, однако вердикт был: «Это не искусство». Кстати, Леонида Гайдая критики в свое время тоже обвиняли в работе «на потребу». 
Была такая история. В Питере прошла премьера спектакля известного режиссера, на которой большая часть зала спала, а остальные мужественно боролись со сном. А на следующий день я читал рецензии спавших накануне критиков, где говорилось, что спектакль – открытие в нашем театре. Так что есть театры и режиссеры, репутацию которым создает критика, а есть те, кому приносит славу любовь народная. 

– Кстати о «не искусстве». Несколько лет назад вы были руководителем «Школы актерского мастерства» на шоу «Дом-2». Что вас побудило за это взяться?
– Знаете, когда оказываешься внутри, понимаешь, что «Дом-2» — такая «игра в жизнь». И участники — нормальные ребята, которые живут по правилам этой игры и старательно в нее играют. В проекте участвуют люди, которые не стали артистами только волею судеб. Кто-то не смог позволить себе пойти в актеры, потому что должен был зарабатывать деньги. Разные судьбы, разные ребята. Я к этому проекту отношусь безо всякого снобизма. Для меня же участие в «Доме-2» было интересным еще и потому, что я как раз работал над фильмом «Игра». Там сама история основана на имитации жизни, и мне, конечно, было интересно то место, где люди круглосуточно «играют в  жизнь» и счастливы на свой лад. 

– А что для вас счастье?
– У меня есть картина «Ночной товарный огонек». Это история отца и сына. Отца играет Анатолий Журавлев, известный по фильму «Все будет хорошо». В «Ночном товарном огоньке» это тот же персонаж, только 10 лет спустя. Он пьет. 
И при этом – счастлив. Именно так, счастлив, я не оговорился! Он любит восьмилетнего сына, а тот любит папу. Все заклинают героя бросить пить. Он бросает, но становится несчастлив. Такой вот парадокс. Давайте заставим всех бросить пить. Станут ли они от этого счастливыми? Все индивидуально. 
Шкала ценностей, принятая в нашем обществе, не всегда ведет к безоговорочному счастью. «Мне не нравится эта жизнь, она как-то неправильно придумана», — говорил герой Александра Абдулова в нашем фильме «Желтый карлик». И я часто сам так думаю. Можно ли в этой неправильной  жизни чувствовать себя счастливым? У меня порой получается…

Справка «СК»
Дмитрий Астрахан – режиссер, актер, заслуженный деятель искусств РФ. Родился в 1957 г. в семье ленинградских историков  Ханана Астрахана и Сусанны Маневич. После школы пошел в Ленинградский электротехнический институт. Сменил несколько институтов, пока в 1982 г. не был принят в Ленинградский госинститут театра, музыки и кинематографии. Отслужил в армии (морская авиация). Ставил спектакли в театрах России и за рубежом, стажировался у Георгия Товстоногова. С 1991 по 1995 г. руководил Театром комедии им. Н. Акимова (Санкт-Петербург). Стал востребованным актером после роли администратора в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой». С женой Еленой, бывшей балериной, воспитывает пятерых общих детей и сына от брака с актрисой Ольгой Беля-евой, погибшей в 2000 г.

FQ1R8278.jpg
Дмитрий Астрахан: «Зритель должен переживать за героев, а не разгадывать загаданные ребусы»

фото Мурада Батдалова

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3