или Зарегистрироваться
Общество
1191
0
01 июня 2018

Кристиан Тилеманн: «Самое страшное в исполнении классики – это рутина»

Знаменитый дирижер открыл в Калининграде памятную доску Отто Николаи, 
а в Берлине издал книгу о поместье графини Марион Денхофф 
В Большом органном зале Кафедрального собора в рамках мирового турне выступил один самых легендарных оркестров мира – Саксонская Государственная капелла во главе со столь же легендарным дирижером Кристианом Тилеманном. 
В нынешнем году оркестр отпразднует нешуточный юбилей – 470-летие. 
В свое время капеллой руководили музыканты, чьи имена не нуждаются в специальном представлении. В частности, Рихард Вагнер. На протяжении многих лет с капеллой сотрудничал Иоганн Штраус. А шесть лет назад главным дирижером капеллы стал Кристиан Тилеманн, которого величают главным вагнеровским дирижером современности. Тилеманн излучает то особое сияние, которое свойственно людям, рано добившимся успеха. При этом – никакой печати величия. Маэстро в общении дружелюбен и ироничен. А моментами – парадоксален.

О Калининграде
– Я уже выступал в вашем городе с Венским филармоническим оркестром, надеюсь достойно выступить и сегодня. А еще 20 лет тому назад я принимал участие в открытии памятной доски великому композитору и дирижеру Отто Николаи – уроженцу этих краев. Вообще, Калининград – исторически важное для нас место. Дрезден и Кёнигсберг объединяет тяжелая судьба: оба пострадали от военных действий. Между тем сегодня вы можете гордиться своим городом – он расцвел и похорошел. 

Об «оперной» специфике оркестра
– Нашему оркестру свойственно всегда гибкое и мягкое звучание. Оперный оркестр – а это мы – по-иному играть не может. Мы смотрим на репертуар через оперные очки. Необходимо каждую минуту реагировать на певцов. Даже если в партитуре указано форте, мы не будем играть громко – это дискомфорт для певца. А еще мы интернациональны по своему духу. Я – немецкий дирижер. Но при этом в высшей степени естественно и комфортно чувствую себя, например, во французской музыке. Я всегда ее любил и довольно часто играл. Я говорю по-французски, это важно: музыка ведь тесно связана с языком. Это же естественно! Так же естественно, что для итальянских певцов и дирижеров Россини или Верди – их вторая натура! Это прекрасно, именно то, что делает Европу Европой: здесь на столь малом пространстве сосуществует такое количество разнообразных культур! 

О русской культуре
Мне русская культура родственна. Люблю Прокофьева, дирижировал всеми его балетами и жалею, что не могу пока столь же активно заниматься Шостаковичем или Чайковским. Нельзя объять необъятное, как я ни пытаюсь! 

О Герберте фон Караяне
– Я начинал свою карьеру во времена, представляющиеся сегодня мифическими, в качестве ассистента Герберта фон Караяна. Мне было тогда 19, мэтру – 70. Меня восхищало в нем многое, но прежде всего – его спокойная расслабленность. Я до сих пор бесконечно далек от этого состояния. Главный урок, который я извлек из сотрудничества с маэстро, – умение жестко относиться прежде всего к себе самому: никаких поблажек!

О реакции публики
– Она всегда разная. Есть люди, знающие каждую ноту, а есть зашедшие случайно, но всех их должны зажигать флюиды, идущие от музыкантов. Молодежь можно зацепить только мощной энергией. Чтобы они потом сказали: «Я даже не знал, что эта занудная классика может меня так захватить. Хотя ничего и не понял!» Самое страшное в исполнении классики – это рутина. Это яд, который отравляет слушателей. Если, допустим, концерт Листа слушался скучновато, значит, виноваты музыканты, не сумевшие зажечь в слушателях огонек страсти. 

О переплетении исторических судеб
– Если государственные мужи не могут найти между собой общего языка, то объединение – задача музыкантов. 
Я считаю абсолютной ненормальностью холод между нашими странами. Мы ладим с Америкой, а сравните расстояние от Берлина до Сан-Франциско и расстояние до Москвы. Разве не абсурд? Я уже не говорю о том, что императорская русская семья была связана с Германией родственными связями. Мы так тесно исторически переплетены друг с другом, что вражда выглядит как аномалия. Наполнить души надеждой на мир в сегодняшнее тревожное время – это жизненно необходимо. Задача артистов именно в этом и состоит… 

О Ларсе фон Триере
– 10 лет назад мы с Ларсом Фон Триером задумали совместный проект – постановку вагнеровского «Кольца нибелунгов». Но, к сожалению, наши рабочие графики катастрофически не совпадали, и от идеи совместной постановки пришлось отказаться. Я был разочарован. Ведь мы с ним были едины во мнении, что необходимо отказаться от привязки к актуальной политике. И вообще от всего того, что сейчас нередко приходится видеть на оперной сцене и что имеет весьма малое отношение к музыке. 

О свободном времени
– В отличие от многих других, я знаю, как мне распорядиться своим свободным временем. Я не собираюсь «сбегать от самого себя», ища пристанища в работе, как делает кое-кто из моих коллег-дирижеров. Они, видимо, полагают, что настолько важны, что требуются мирозданию каждую отдельно взятую минуту. И если они не сидят в самолете и не перемещаются с места на место, то их значению может быть нанесен урон. Для меня, в отличие от некоторых, авиабилет не является подтверждением моего значения как музыканта. Когда я отдыхаю, занимаюсь чем угодно, только не музыкой. Ухо должно отдыхать. Я редко хожу на концерты и в оперу. Это не высокомерие, просто нельзя, скажем так, всю жизнь пить одно лишь красное вино – время от времени хочется чего-то другого... скажем, кока-колы. 

О поместье Фридрихштайн
– Мне посчастливилось стать издателем книги о замке Фридрихштайн, который находился всего-то в 25 километрах от Кёнигсберга. В этом поместье родилась легендарная графиня Марион Денхофф – именно благодаря ей в Калининграде стоит памятник Канту. Но меня удручает отсутствие послевоенных фотографий Фридрихштайна. Ведь замок простоял до 1968 года. При его сносе присутствовал историк Авенир Овсянов, который рассказал мне об этом печальном событии. При этом есть масса фотографий послевоенного Калининграда. И я надеюсь, что и фотографии поместья Денхофф лежат безымянные в чьих-то частных архивах, и жду вестей об этом! 

Справка «СК»
Кристиан Тилеманн родился 1 апреля 1959 года в Берлине. Окончил берлинскую Высшую школу музыки. В 19 лет стал ассистентом Герберта фон Караяна. Руководил оперным театром Нюрнберга, Мюнхенской филармонией. В 1997–2004 годах – музыкальный руководитель «Дойче Опер в Берлине». С сентября 2012 года возглавляет Дрезденскую (Саксонскую) государственную капеллу. Является почетным членом Лондонской Королевской Академии музыки, директором Зальцбургского музыкального фестиваля.

6942_PK_Thielemann.jpg
В нашем городе музыкант представил свою книгу, он считает, что задача музыкантов объединять страны

фото пресс-службы Кафедрального собора

поделиться
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27