или Зарегистрироваться
Общество
4655
0
27 декабря 2016

Больше половины убежищ Калининградской области находится в частных руках

Кто отвечает за объекты гражданской обороны, разбирался корреспондент «СК» 
Государство должно защищать своих граждан, и все мы надеемся, что, в случае чего, нас, как в кино, отправят в современное убежище с запасом воды, еды и медикаментов. Но в действительности все будет совсем не так, как в голливудских блокбастерах. 

Де-юре и де-факто
Практически все сведения об убежищах засекречены. Даже адреса, где людям можно спрятаться. «Вы сможете узнать о том, где осуществлять свое укрытие, только когда начнутся угрожаемые действия. В таком случае все объекты подлежат обязательной маркировке – на видном месте наносятся обозначающие знаки, при необходимости с подсветкой, устанавливаются маршрутные указатели. В жилой зоне на эти работы выделяется 24 часа», – ответили на официальный запрос «СК» в региональном управлении МЧС. 
Более того, обязанность оповещения об опасности возложена в том числе на управляющие компании и ТСЖ, которые должны расклеить объявления на подъездах домов. Представили себе сотрудников УК, бегающих по подъездам под вой сирен? Хорошо, что для оповещения, в случае чего, будут использовать и более современные каналы связи, в том числе SMS.
Данные о списанных в советское время немецких бомбоубежищах к гостайне не относятся. В Калининградской области осталось 120 защитных сооружений, построенных до 1945 года, и сейчас они – федеральная собственность. Де-юре это зона ответственности регионального управления Росимущества, а де-факто присматривают за немецкими бункерами жильцы близлежащих домов, которые не хотят, чтобы их дети пропали под завалами аварийных сооружений. 

В аренду? Пожалуйста
Стихийная приватизация убежищ началась в 1992 году. Через год спохватились и запретили выкупать объекты гражданской обороны. Зато сдавать в аренду огромные по площади подземные помещения закон не запрещает. Договор о передаче таких социально значимых сооружений предусматривает ограничения и обязанности для нанимателя. 
– В укрытиях и убежищах должны создаваться запасы лекарственных препаратов и наборов для оказания первой помощи. Собственники и арендаторы должны следить за сохранностью защитных свойств, входов и аварийных выходов. Эти объекты не могут быть переданы в субаренду, также невозможно проведение реконструкции без согласования с нами, – рассказал начальник отдела управления гражданской защиты Главного управления МЧС России по Калининградской области Александр Карпов.
Вот только беда здесь такая же, как и в ЖКХ – требования требованиями, но все зависит от конкретных хозяйствующих субъектов. В большинстве случаев это муниципалитеты, у которых просто нет средств на содержание убежищ в порядке, или частные организации, которые по закону можно проверить только раз в три года.
– Все отдано на откуп собственнику либо организации, у которой объект стоит на балансе. Теперь они сами проводят проверку объекта гражданской обороны, составляют акт комплексного обследования убежищ и направляют нам, а мы по документам смотрим, в каком состоянии находится объект, – сетует Александр Карпов.

Многоэтажкой бункеру стать не дали
На бумаге все работает, на практике не всегда. Укрытие по адресу: Калининград, Каштановая аллея, 145, было построено в советские годы для работающей смены туберкулезного диспансера. Сейчас в непосредственной близости от него находятся школа № 50, детский сад и региональный перинатальный центр. Объект ГО несколько раз передавался в аренду: чего там только не было – и овощебаза, и спортклуб. Пока в 2014 году за этот участок земли не взялся новый арендатор, ООО «Кремень».
В январе 2016 года жительница дома по Каштановой аллее, 151, из публикации в СМИ узнала, что на месте убежища построят жилой дом. И забила тревогу.
– Я обратилась в мэрию и попросила разъяснить судьбу этого объекта гражданской обороны. В ответе ничего по существу не написали, а после публичных слушаний выдали разрешение на строительство. Зато региональное управление МЧС отреагировало моментально, и разрешение отозвали, – рассказывает Яна (свою фамилию она просила не публиковать. – Прим. авт.).
Александр Карпов подтвердил «СК», что объект с баланса не снят и официально числится как укрытие для медицинского персонала. ООО «Кремень» остается арендатором участка и несет ответственность за его содержание. Как именно – видно на фото. Между тем закон оставляет за арендатором право обратиться в федеральное МЧС с ходатайством о снятии объекта ГО с баланса. Из-за его аварийного состояния, например. 

Защита для своих
Свои укрытия есть у предприятий, которые играют важную роль в экономике и обеспечении безопасности населения. Например, ведомственное убежище «Янтарьэнерго», которое два года подряд получает награды на областных смотрах-конкурсах как лучшее защитное сооружение ГО. А в этом году стало лучшим в своей категории в Северо-Западном округе. 
Экскурсия корреспондентов «СК» по образцовому объекту началась с предупреждения: где находится секретный объект, не писать, фотографировать его снаружи тоже нельзя. Попасть в ведомственное убежище человек с улицы не сможет – на входе пункт пропуска, нас просят показать паспорта. Само убежище снаружи ничем себя не выдает: двор, парковка, несколько зданий. Правда, есть указатель – мы заходим в небольшую дверь и оказываемся в спортзале. А за ним еще одна дверь и старая гранитная лестница вниз. 
До 1945 года здесь было хранилище местного казначейства. В советское время часть помещений привели к новым нормативам. Толщина стен – 70 см бетона, внутри две фильтрационные установки для воздуха. Расчет – на пять суток автономной работы. Здесь все предусмотрено – запас воды на 365 литров, два санузла. 
В мирное время основное помещение убежища используется как учебный класс. 
В соседнем помещении – склад средств индивидуальной защиты на всех сотрудников предприятия. Есть и самые современные противогазы, которые защищают от опасных химических и радиоактивных веществ. 
Кроме этого, в образцовом убежище создан запас медицинских изделий и лекарств, в сумках хранятся наборы первой помощи – бинты, жгуты, йод, зеленка. 
В отдельных шкафчиках – еще советские дозиметры для измерения уровня радиации и индивидуальной положенной дозы. Специалисты говорят, что они лучше современных аналогов – старые приборы могут работать при пониженной и повышенной температуре.
У кого еще из региональных работодателей есть свой бункер и похожи ли они на этот образцово-показательный? И это оказалось тайной за семью печатями. Ну а мы с вами узнаем, где приготовлены убежища для простых смертных, только когда все, не дай бог, случится.

Только цифры
По данным управления МЧС, защитные сооружения на территории области находятся в следующих видах собственности: 7,1% – в федеральной, 0,8% – в государственной, 25,4% – в муниципальной, в иных видах – 66,7%.

Куда обращаться,если объекты ГО находятся в аварийном состоянии:
в Главное управление МЧС России по Калининградской области (тел. 8 (4012) 52-91-01);
в органы местного самоуправления по месту жительства;
по довоенным бомбоубежищам – в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (тел. 8 (4012) 50-93-87).


08-Убежище-Каштановая-аллея.jpg
Убежище на Каштановой аллее, 145, находится в аренде. В начале года на его месте пытались построить очередной жилой дом 


IMG_6042.jpg
В убежище «Янтарьэнерго» нам позволили снять механическую систему очистки воздуха. Солидно!

Екатерина Смирнова, [email protected]

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3